РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Цель родительского университета – повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей. Родительский университет способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе.

Основные задачи родительского университета:

-       формирование у родителей знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

-       расширение знаний родителей о психологии семейных отношений;

-       формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

-       овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

-       развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

-       актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

-       развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования и т.д.       

Тематика встреч с родителями с рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник», для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток», для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год

I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I – IV классов.

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе.

сентябрь

лекция/практикум/ вебинар

Классные руководители:

Курстак Я.В.,

Полуйчик О.А.,

Кивачук А.Е.

педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

ноябрь

беседа-практикум

Классные руководители:

Курстак Я.В.,

Полуйчик О.А.,

Кивачук А.Е.

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

январь

дискуссия/ памятка

Классные руководители:

Курстак Я.В.,

Полуйчик О.А.,

Кивачук А.Е.

 

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

апрель

психологический тренинг/ рекомендации

педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

2.

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребёнку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка.

октябрь

Беседа/ семинар-практикум/ вебнар

Классные руководители:

Кирик Н.В.,

Максимчик Л.И.,

Яковцева К.В.

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей Кодекс семейного здоровья. 

декабрь

круглый стол

педагог-психолог Примачёк Е.Ю.

2.3

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка.

февраль

семинар-практикум/

психологический тренинг/ рекомендации

педагог-психолог Примачёк Е.Ю.

педагог социальный Кузмич И.А.

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

 

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребёнка трудиться.

май

дискуссия/ мастер-класс/ круглый стол.

Классные руководители:

Кирик Н.В.,

Максимчик Л.И.,

Яковцева К.В.

3

3-е классы.

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребёнка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

сентябрь

беседа/

семинар-практикум/вебинар

Классные руководители:

Левкович Ю.С.,

Круглич М.Ф.,

Шмыгин О.Ф.

 

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особеннгости межличностного общения. Самооценка младших школьников.

декабрь

лекция/ семинар – практикум/ вебинар

педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

 

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия / практикум

Классные руководители:

Левкович Ю.С.,

Круглич М.Ф.,

Шмыгин О.Ф.

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

апрель

семинар-практикум/

 

тренинг/ рекомендации

Классные руководители:

Левкович Ю.С.,

Круглич М.Ф.,

Шмыгин О.Ф.

педагог социальный

Кузмич И.А.

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание, памяти. Личностные особенности младших школьников.

сентябрь

лекция/вебинар

Классные руководители:

Мазолевич И.А.,

Гойдь И.В.,

Дорошкевич И.П.

4.2

Тема 2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

декабрь

дискуссия/семинар-практикум/памятка

Педагог социальный

Кузмич И.А.

4.3

Тема 3. Ребёнок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером.

февраль

дискуссия/семинар-практикум/памятка

Классные руководители:

Мазолевич И.А.,

Гойдь И.В.,

Дорошкевич И.П.

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май

дискуссия/памятка

Классные руководители:

Мазолевич И.А.,

Гойдь И.В.,

Дорошкевич И.П.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год

II ступень – «Мой ребёнок - подросток»

для родителей учащихся V – IX классов

 

Название раздела, темы занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребёнка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар/ рекомендации

Классные руководители:

Петровская Д.Р.,

Яценко А.В.,

Мисюкевич В.Д.

1.2

Тема 2. Ребёнок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками.

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Классные руководители:

Петровская Д.Р.,

Яценко А.В.,

Мисюкевич В.Д.

педагог социальный

Буткевич В.В.

1.3

Тема 3. Ваш ребёнок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

февраль

лекция/ беседа/ рекомендации

педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

май

круглый стол/ дискуссия/ рекомендации

Классные руководители:

Петровская Д.Р.,

Яценко А.В.,

Мисюкевич В.Д.

педагог социальный

Буткевич В.В.

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка.

сентябрь

вебинар/ семинар-практикум/ памятки

Классные руководители:

Роговская Ю.А.,

Терентьева А.Е., Конопко К.Л.

 

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддитивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростков среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. 

декабрь

круглый стол/ семинар-практикум/ рекомендации

педагог-психолог Кузмич И.А.

педагог социальный

Буткевич В.В.

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности и опасности для родителей и подростков. Профилактика интернет - рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях.

март

круглый стол/ семинар-практикум/ рекомендации

Классные руководители:

Роговская Ю.А.,

Терентьева А.Е., Конопко К.Л.

 

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечанию безопасности детей в летний период.

май

семинар-практикум/ рекомаендации

Классные руководители:

Роговская Ю.А.,

Терентьева А.Е., Конопко К.Л.

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

сентябрь

семинар-практикум/рекомендации

Классные руководители:

Садомцева В.М.,

Садюк Ю.Г.,

Агеевец А.О.

Педагог-психолог

Кузмич И.А.

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

ноябрь

дискуссия/ рекомендации

педагог социальный Буткевич В.В.

инспектор по делам несовершеннолетних.

3.3

Тема 3. Правила поаедения с подростками: особенности переходного вощраста.

Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

февраль

дискуссия/психологический тренинг/ рекомендации

педагог-психолог Кузмич И.А.

Классные руководители:

Садомцева В.М.,

Садюк Ю.Г.,

Агеевец А.О.

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучение? Мотивация на успех.

апрель

беседа/ психологический тренинг

Классные руководители:

Садомцева В.М.,

Садюк Ю.Г.,

Агеевец А.О.

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

 

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классные руководители:

Нарбут А.И.,

Рипинская М.С.,

Горбачёва А.С.

 

 

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

семинар-практикум/ психологический тренинг

Классные руководители:

Нарбут А.И.,

Рипинская М.С.,

Горбачёва А.С.

педагог-психолог

Кузмич И.А.

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения.

март

беседа/ памятка/ презентация

педагог-психолог

Кузмич И.А.

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети» причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

май

семинар-практикум/ психологический тренинг

Классные руководители:

Нарбут А.И.,

Рипинская М.С.,

Горбачёва А.С.

педагог-психолог

Кузмич И.А.

5.

9-е классы

5.1

Тема 1 . Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношения к учёбе.

сентябрь

беседа/ памятка/ презентация

Классные руководители:

Утовка Т.С.

Яскевич Л.В.

Берёза Е.А.

 

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

ноябрь

семинар-практикум/ рекомендации

педагог социальный

Буткевич В.В.

педагог-психолог Кузмич И.А.

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как их противостоять.

Подростковый период как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек.

февраль

беседа/ памятка/ презентация

Классные руководители:

Утовка Т.С.

Яскевич Л.В.

Берёза Е.А.

 

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростков. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

апрель

семинар-практикум/ рекомендации

Классные руководители:

Утовка Т.С.

Яскевич Л.В.

Берёза Е.А.

педагог-психолог Кузмич И.А.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год

III ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»

для родителей учащихся X–XI классов.

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье – это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

сентябрь

семинар-практикум/ рекомендации

Классные руководители:

Калинкевич А.В.

Острянина О.В.

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить ребёнку.

ноябрь

беседа/ памятка/ вебинар

педагог-психолог Кузмич И.А..

1.3

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.

февраль

беседа/ памятка/ вебинар

Классные руководители:

Калинкевич А.В.

Острянина О.В.

педагог социальный Буткевич В.В.

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе.

апрель

семинар-практикум/ рекомендации

Классные руководители:

Калинкевич А.В.

Острянина О.В.

педагог-психолог Кузмич И.А.

2

11-е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии.

октябрь

семинар-практикум/ рекомендации

Классные руководители:

Рукша А.В.,

Базыльчик Л.В.,

 

педагог-психолог Кузмич И.А.

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей.

декабрь

беседа/ памятка/ вебинар

Классные руководители:

Рукша А.В.,

Базыльчик Л.В.

педагог социальный Буткевич В.В.

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

март

семинар-практикум/ психологический тренинг

педагог социальный Буткевич В.В.

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.

май

семинар-практикум/ психологический тренинг

Классные руководители:

Рукша А.В.,

Базыльчик Л.В педагог-психолог Кузмич И.А.

 

 

Онлайн- платформа "Родительский университет" , СОЗДАННАЯ  факультетОМ социально-педагогических технологий Учреждения образования "Белорусский государственный университет им.М.Танка" при поддержке Министерства образования