РУС БЕЛ ENG

Профилактика суицидального поведения

Годовой план по профилактике кризисных состояний учащихся на январь 2024–декабрь 2024 годы

Мероприятие

Контингент

Сроки проведения

Ответственные

Организационное и информационно-методическое обеспечение

1.

Разработка мероприятий по проведению Всемирного Дня профилактики суицида.

 

сентябрь

 

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи Примачёк Е.Ю., Кузмич И.А., Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители.

2.

Диагностика межличностных отношений «Социометрический тест» метод разработан Дж. Морено.

обучающиеся  2-11 классов

октябрь

апрель

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

3.

Ознакомление законных представителей и классных руководителей с результатами диагностики межличностных отношений. Проведение консультаций, круглых столы ,ознакомление с рекомендациями.

обучающиеся  2-11 классов

октябрь

апрель

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

4.

Оформление информационных стендов учреждения, классных уголков плакатными, информационно-образовательными материалами, пропагандирующими ценность жизни.

 

обучающиеся  1-11 классов

в течение года

Зам.директора по ВР,

Социальный педагог Буткевич В.В. Педагоги-психологи Примачёк Е.Ю., Кузмич И.А.,

классные руководители

5.

Проведение месячника по профилактике кризисных состояний «Твоя жизнь – в твоих руках».

обучающиеся 1 – 11 классов

сентябрь - октябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

6.

Проведение конкурсов наглядных материалов, творческих  работ, методических разработок по укреплению  психического здоровья и предупреждению факторов риска  суицидального  поведения

обучающиеся 1-11 классов

в течение месячника

Зам.директора по ВР,

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

Педагоги-психологи Примачёк Е.Ю., Кузмич И.А.,

классные руководители

7.

Заполнение карты наблюдения классного руководителя «Шкалы оценки риска суицида у детей и подростков».

10-12 лет 15-19 лет

сентябрь

классные руководители

8.

Диагностики по выявлению к кризисным состояниям:

1. Анкета «Шкала безнадежности Бека»

2. Экспресс диагностика уровня самооценки Н.П. Фетискиной.

обучающиеся 5 - 11 классов

сентябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

9.

Создание и обновление банка данных учащихся со склонностью к кризисному состоянию.

 

октябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

10.

Организация консультативной, коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции поведения учащихся, склонных к кризисным состояниям по итогам диагностики.

обучающиеся 5 - 11 классов

по графику, по мере необходимости, по запросу.

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

11.

Ознакомление законных представителей и классных руководителей по выявлению кризисных состояний учащихся.

родители 5 - 11 классов

октябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

 

12.

Распространение  информационных материалов об оказании социально-педагогическими учреждениями услуг   детям, родителям, педагогам,  режиме работы  телефонов доверия.

 

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

13.

Выступление на родительском собрании «О совместной деятельности участников образовательного процесса по профилактике кризисных состояний», «Маркеры кризисных состояний», «Алгоритм действия педагогических работников при выявлении кризисных состояний».

родители учащихся 1-11 классов

сентябрь – ноябрь

март - май

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

14.

 Разработка и распространение памяток «Признаки кризисного состояния» и распространение их среди родителей и учащихся.

родители, обучающиеся

5-11 классов

 

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

15.

Индивидуальные консультирования классных руководителей, учащихся, законных представителей.

классные руководители

1-11 классов

по графику, по мере необходимости, по запросу.

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

16.

Психосоциальное анкетирование достигших 11 лет.

обучающиеся

5-11 классов

октябрь - ноябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

Работа с обучающимися

18.

Проведение мероприятий по программе «Адаптация» 1 класс:

1.Диагностика мотивационной сферы учащегося Лусканова.

2. Методика «Лесенка»

3.Изучение адаптации учащихся к школе Н.Н. Александровская

обучающиеся 1 классов

октябрь

Педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

 

19.

Проведение мероприятий по программе «Адаптация» 5 класса:

1. Тест школьной тревожности Филлипса.

2. Опросник «Чувства в школе» С.В. Левченко

3. Диагностика мотивационной сферы учащегося Уфимцева

4. Изучение адаптации учащихся к школе Н.Н. Александровская

обучающиеся 5 классов

октябрь

Педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

 

20.

Педагогический консилиум о результатах диагностик по программе «Адаптация». Маркеры кризисных состояний», «Алгоритм действия педагогических работников при выявлении кризисных состояний».

1, 5 классы

ноябрь

Педагог-психолог

Примачёк Е.Ю.

 

21.

Контрольное мероприятие по программе «Адаптация».

обучающиеся вновь прибывшие

1,5,10 классов

февраль

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

22.

Проведение мероприятий по программе «Адаптация» 10 класс

1. Оценка школьной мотивации Н.Г. Лусканова

2. Экспресс-методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации» Модификация теста О.Н. Хмельницкой.

обучающиеся 10 классов

октябрь

Педагог-психолог Кузмич И.А.

 

23.

Педагогический консилиум о результатах диагностик по программе «Адаптация». «Маркеры кризисных состояний», «Алгоритм действия педагогических работников при выявлении кризисных состояний».

 

ноябрь

Педагог-психолог Кузмич И.А.

 

24.

Проведение мероприятий по программе «Адаптация вновь прибывших»:

1. Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению модификация А.Д. Андреева

вновь прибывшие

ноябрь

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

 

25.

Организация акций, выступления агитбригад, выпуск стенгазет по вопросам пропаганды ценности человеческой жизни

обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

26.

Проведение работы по созданию благоприятного  эмоционального  климата  в ученических коллективах

обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

27.

Наблюдение за детьми, проведение  доверительных бесед с целью раннего распознания и выявления лиц с суицидальной активностью, фактов насилия над детьми.

обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

 

28.

Проведение единого классного часа, посвященного предупреждению кризисных состояний среди несовершеннолетних.

обучающиеся 1-11 классов

ноябрь

Классные руководители

29.

Ежемесячный мониторинг социальных сетей учащихся

обучающиеся 1-11 классов

ежемесячно

Социальный педагог Примечёк Е.Ю.

классные руководители

30.

Проведение кинолектория по вопросам нравственного воспитания молодежи, профилактике насилия в молодежной среде

обучающиеся 1-11 классов

ноябрь

Социальный педагог Буткевич В.В.,

Кузмич И.А.,

классные руководители

31.

Проведение встреч учащихся с представителями религиозных, социальных и общественных институтов (Инспектором ИДН, Медицинским работником, Православной церкви.)

обучающиеся 4-11 классов

2 раза в учебный год

Социальный педагог Буткевич В.В.,

Кузмич И.А.,

классные руководители

32.

Информирование ИДН, отдела опеки и попечительства о выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними.

 

обучающиеся 1-11 классов

по мере необходимости

Социальный педагог Буткевич В.В.,

Кузмич И.А.,

классные руководители

33.

Месячник по профилактике наркомании «Миссия жить!»

обучающиеся 1-11 классов

ноябрь декабрь

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

34.

Психологическое занятие «Почему подросткам трудно» В рамках мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия

обучающиеся 8 классов

апрель

Педагог-психолог

Кузмич И.А.

 

35.

Занятие с элементами тренинга «Преодоление жизненных трудностей» В рамках мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия

обучающиеся 10 классов

апрель

Педагог-психолог

Кузмич И.А.

 

36.

Организация полезной занятости учащихся в рамках школьной площадки «Нескучные каникулы».

обучающиеся

1-11 классов

в каникулярный период

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

37.

Организация полезной занятости учащихся в рамках психологической гостиной «Взрослых. NET».

обучающиеся

1-11 классов

в каникулярный период

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

38.

Совместные мероприятия в рамках сотрудничества с Гродненским областным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (проведение бесед, семинаров, круглых столов).

обучающиеся

1-11 классов

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

39.

Разработка и проведение мероприятий по профилактике кризисных состояний для включения в программу проведения индивидуально профилактической работы (ИПР).

обучающиеся, с которыми проводится ИПР

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.,

классные руководители

40.

Разработка и проведение мероприятий по профилактике кризисных состояний для работы с несовершеннолетними, признанных  находящимися в социально опасном положении (СОП).

несовершеннолетние, признанные в СОП

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

41.

Работа с родителями в рамках родительских университетов согласно плану.

обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

42.

Патронат учащихся, требующий особого педагогического внимания.

обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

43.

Тематические информационные и классные часы.

обучающиеся 2-11 классов

 

 

Зам.директора по ВР,

Педагоги-психологи

Примачёк Е.Ю.

Кузмич И.А.

Социальный педагог Буткевич В.В.

Кузмич И.А.

классные руководители

свернуть

Алгоритм кризисного реагирования в ГУО "Средняя школа №3 имени В.М. Усова"

Алгоритм кризисного реагирования в государственном учреждении образования «Средняя школа № 3имени В.М.Усова г.Гродно»(далее – СШ№3 имени В.М. Усова) составлен на основании следующих документов:

  1. Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся (Приложение 5 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»).
  2. Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (15 января 2019 г. № 7/5/13 г. Минск).
  3. Алгоритм работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному (письмо Министерства здравоохранения от 05.12.2019 № 3-1-15/5246).
  4. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Отвечают за создание системы кризисного реагирования директор И.И. Ковшик, заместитель директора по воспитательной работе И.В. Шейко. Важную роль в ее формировании и успешном функционировании играют все педагогические работники СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно, в первую очередь, педагоги-психологи Примачёк Е.Ю., Кузмич И.А. и педагоги социальные В.В. Буткевич, Кузмич И.А. классные руководители 1-11 классов.

Для сохранения конфиденциальности информации о кризисной ситуации вся полученная информация может обсуждаться только с лицами, имеющими ресурсы влияния на кризисную ситуацию  и указанными в алгоритме действий по конкретной проблеме. Каждый педагогический работник СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно несет личную ответственность за разглашение информации о каждом выявленном случае. 

При выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования (обнаружение самоповреждений у подростка, крики о самоубийстве, провокационные фразы о смерти):

1) педагогу важно не оставлять учащегося одного;

2) сопроводить к педагогу-психологу в каб. 215 или вызвать по рабочему телефону (31-03-58 служба СППС);

3) классному руководителю совместно с педагогом-психологом, курирующему параллель, проинформировать директора Ковшик И.И. (дежурного администратора) о высоком риске суицидальных действий, а также о необходимости отслеживания психоэмоционального состояния несовершеннолетнего и создания поддерживающей среды;

4) педагогу-психологу провести беседу с несовершеннолетним.

Педагог-психолог, курирующий параллель проводит беседу и углубленную диагностику с целью выявления степени суицидального риска. Также предлагает несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку, в случае его согласия - обеспечивают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки.

В случае актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:

прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу;

немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь;

позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида.

5)классному руководителю и педагогу-психологу информировать законных представителей несовершеннолетнего о риске суицидального поведения в течение 1 рабочего дня. Педагог-психолог учреждения образования:

информирует законного представителя несовершеннолетнего о выявленных факторах риска;

предлагает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае согласия – обеспечивают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

информирует об имеющихся психологических службах, оказывающих экстренную и кризисную, медико-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям и с письменного согласия, оформленного по утвержденной форме.

Педагог-психолог также информирует законного представителя несовершеннолетнего о возможности получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344), Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).

 

При уходе учащегося в эмоционально нестабильном состоянии с урока:

1) педагогу, ведущему урок, проинформировать классного руководителя незамедлительно;

2) классному руководителю проинформировать законных представителей в течение 15 мин. об уходе их ребенка с урока и уточнить о возможных вариантах, где он может находиться;

2) классному руководителю проинформировать директора Ковшик И.И. (дежурного администратора) или дежурного администратора;

3) классному руководителю обратиться к социальному педагогу, курирующему параллель, для принятия дальнейших совместных решений;

4) при необходимости вызвать милицию.

 

При выявлении статуса отверженного, изолированного по результатам социометрии:

1) классному руководителю проинформировать законных представителей о полученных результатах, порекомендовать  консультацию у педагога-психолога (СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно – психолог, курирующий параллель, психолог детской поликлиники №2, либо частный  психолог), для определения личностных особенностей ребенка, которые могут способствовать выявленному статусу;

2) классному руководителю проанализировать психологический климат в классе и выбрать одноклассников, которые могут оказать поддержку данному учащемуся;

3)классному руководителю с учетом рекомендаций педагога-психолога, курирующего данную параллель, проводить мероприятия способствующие вхождению данного учащегося в классный коллектив.

 

Если в классе выявлен буллинг:

 1) педагогу необходимо вмешаться, как только заметил ситуации травли.  Классному руководителю в этот же день провести беседу со всеми участниками конфликта.  Обращать внимание не только на жертву и агрессора, но и на наблюдателей. Постараться понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле;

2) классному руководителю при необходимости обратится к педагогу-психологу, курирующему параллель. Совместно разработать стратегию поведения и разрешения сложившейся ситуации, также определить, нужно ли подключать законных представителей и всех одноклассников;

3) при необходимости классный руководитель информирует родителей. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Стараться доносить информацию аккуратно, корректно и тактично;

4) классный руководитель проводит на классных часах мероприятия по сплочению.

 

При нахождении учащегося в состоянии потери, утраты (смерть родственника, развод родителей):

1) наблюдать за эмоциональным состоянием и поведением учащегося, при возникновении изменений информировать педагога-психолога, курирующего параллель;

2)  проинформировать родителей  о изменении психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, а также о возможности получения психотерапевтической и психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога курирующего параллель или в ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344), или Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).

 

При наблюдении неухоженного внешнего вида, резкого набора или потери веса, перепадах эмоционального состояния несовершеннолетнего:

1) классному руководителю проинформировать законных представителей о  возникших изменениях в эмоциональном состоянии и поведении несовершеннолетнего, уточнить у них возможные причин данного состояния.

2) проинформировать родителей о возможности получения психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога, курирующего параллель или Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).

 

При выявлении учащихся, состоящих в активных сообществах и играх, имеющих суицидальный контент (по результатам мониторинга социальных сетей или при получении данной информации от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, работников организаций здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики):

1) педагог информирует директора Ковшик И.И. (дежурного администратора), в течение 15 мин. после выявления случая с фиксацией в «Журнале учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент»;

2) заместитель директора по воспитательной работе Шейко И.В. в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей несовершеннолетнего с полученной информацией и информирует в установленном законодательством порядке о возможности:

- получения  психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога, курирующего параллель или психотерапевтической и психологической помощи в учреждениях здравоохранения  ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344) и филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100);

-  ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред психическому и психологическому здоровью несовершеннолетнего.

 

При возникновении случая суицида/парасуицида:

1) классный руководитель незамедлительно информирование директора СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно Ковшик И.И.;

2) в течение рабочего дня совместно с СППС оформляется информация о парасуициде (суициде), совершенном несовершеннолетним в области  по форме согласно приложению 6 (Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы  по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся);

3) классный руководитель, СППС участвуют в организации консилиума по суицидальному случаю.

 

При выявлении признаков насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц:

1)педагогический работник незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информирует (в устной форме) об директора Ковшик И.И. и педагога социального, курирующего параллель, в которой обучается несовершеннолетний;

  - о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае, если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц,

- о необходимости получения  психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно  у педагога-психолога, курирующего параллель или психотерапевтической и психологической помощи в учреждениях здравоохранения  ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344) и филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100)

 

Если возникли подозрения, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения:

  1. педагогический работник, вызвав педагога социального, в его сопровождении удаляет учащегося из класса. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью;
  2. педагог социальный должен устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.
  3. педагог социальный немедленно информирует об инциденте директора Ковшик И.И. (дежурного администратора).

Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков;

  1. педагог социальный срочно вызывает медицинского работника школы;

5.медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте.

В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или законных представителей. Предоставить родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, ГУЗ «Психиатрия-наркология» г.Гродно;

  1. если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения медицинский работник, директор Ковшик И.И. (дежурный администратор), обязаны вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
  2. при совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов. 
свернуть

Советы педагога-психолога по профилактике суицидального поведения

Профилактика суицидов у несовершеннолетних. Алгоритм действий 

Известный факт: подростковые суициды, в большинстве случаев, совершаются на высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует или остановит свой суицидальный план подросток.

Случаям суицида предшествуют изменения поведения.

Состоянию высокого суицидального риска соответствует следующее:

- устойчивые фантазии о смерти, невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве;

- состояние депрессии;

- проявления чувства вины /тяжёлого стыда /обиды /сильного страха;

- высокий уровень безнадёжности в высказываниях;

- заметная импульсивность в поведении;

- факт недавнего/текущего кризиса/утраты;

- эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты;

- выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»);

- отсутствие социально-психологической поддержки / «не принимающее» подростка окружение.

- нежелание подростка принимать помощь / недоступность терапевтическим интервенциям /сожаления о том, что «ещё жив».

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных состояний свидетельствует о высокой вероятности совершения суицидальной попытки.

Алгоритм действий при контакте с ребёнком-суицидентом в различных психологических ситуациях: 

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу ...»).

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации требуется:

  1. Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. 2. До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребёнок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного. 3. Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.

При наличии психомоторного возбуждения (потеря способности логически мыслить и принимать решения, ребёнок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы) действия следующие:

  1. Используйте приём «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 2. Изолируйте от других людей. 3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»). 4. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги -стой», «Не размахивай руками - опусти руки», «Не кричи - говори тише»). .      Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.

В данной ситуации:

  1. Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один). 2. Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул). 3. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребёнком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации». 4. Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.

В данной ситуации:

  1. He оставляйте его одного.
  2. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
  3. Применяйте приёмы «активного слушания» (они помогут ребёнку выплеснуть своё горе): говорите о своих и его чувствах.
  4. Не старайтесь успокоить ребёнка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  5. Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

В данной ситуации:

  1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребёнком наедине, если это не опасно для вас.
  2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощёчину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть).
  3. Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.
  5. Не потакайте его желаниям. При контакте с суицидальным подростком следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение

Особенности коммуникации:

- сохранять понимающую и вежливую позицию;

- дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;

- принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;

- принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьёзно;

- говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;

- учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;

- избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;

- проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;

- избегать невыполнимых обязательств;

- иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);

- избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешённой текущей. . Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи). Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребёнка и показана:

- во всех случаях повторных суицидных попыток;

- при наличии психических расстройств;

- при наличии высокого риска суицидных действий;

- устойчивых мыслей о самоубийстве;

- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);

- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;

- беспокойстве или панике;

- неблагоприятной семейной ситуации.

Берегите детей!

 

свернуть

Cлужба экстренной психологической помощи

Памятка учащемуся «Правила поведения в трудной жизненной ситуации»


Если ты попал в трудную жизненную ситуацию, то вспомни, что тупиковых ситуаций не бывает. Всегда есть выход, надо только его найти. Следуя этим советам, ты можешь выбраться из трудного положения.

Совет №1. Если ты попал в трудную жизненную ситуацию, не впадай в панику. Постарайся проанализировать свое положение с максимальной четкостью.

Совет №2. Определи, кто создал трудную ситуацию. Если ты сам, значит возьми ответственность на себя. Поразмысли, откуда еще может исходить опасность.

Совет №3. Подумай, с кем бы ты мог откровенно поговорить о своем положении.

Совет №4. Не оставайся со своей болью один на один. Это всегда заставит тебя лгать окружающим.

Совет №5. Со своей тайной обращайся осторожно. Не перекладывай ее на плечи своего друга, который реально не сможет помочь тебе, но будет очень сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.

Совет №6. Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего. О своей проблеме стоит рассказать педагогу или родителю.

Совет №7. Верь, что ты сможешь исправить положение, главное – ничего не бойся. Страх – это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками. А ты не один! Если ты попросил помощи, то, значит, тебе всегда помогут.

 

КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

  • Кабинет педагога-психолога в школе – № 215 (31-03-58);
  • Кабинет педагога социального в школе - № 215 (31-03-58);
  • Телефон доверия – 170 (служба экстренной психологической помощи г. Гродно; беседа ведётся анонимно; SKYPE: HELP170, E-MAIL: HELP170@MAIL.RU);
  • Центр дружественный подросткам «Контакт» филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» г. Гродно, ул. Гагарина, 18 (тел. 8 (0152) 65 63 75);
  • Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (тел. 8 801 100 16 11).
свернуть

Что такое "суицид"?

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый «парасуицид» или «псевдосуицид»). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта, является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Такие поступки, как-правило, совершаются импульсивно, их также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д.
Попытка убить себя, которая не удалась, называется попыткой самоубийства. Попытка самоубийства называется серьёзной, если она могла привести к смерти с большой вероятностью. Попытки суицида, в зависимости от выбранного способа самоубийства, способны повредить здоровье человека, совершившего этот акт.
Неудавшиеся самоубийцы склонны доводить начатое до конца. Примерно половина самоубийц совершали перед этим хотя бы одну суицидальную попытку, а после такой попытки 1 человек из 100 совершают самоубийство в течение года, что означает стократное повышение риска самоубийства.


Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. Как правило, такими факторами являются нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства. Для некоторых личностей сам акт самоубийства как символ (или просто как неудавшийся акт) может быть символом слабости.
Как считают многие, существует угроза самоубийств в субкультурах, в частности такие как «эмо» и «готы». Но к сожалению, большинство людей которые всячески против этих субкультур, сами доводят их представителей до самоубийства высказывая лозунги, угрозы о насилии в их сторону.
Так же существует вид суицида на фоне интернет-зависимости, в которую так же может войти пункт «целенаправленная травля, клевета, угрозы, унижения». Ни для кого не секрет что в интернете люди выражаются как хотят, все чаще и чаще можно встретить нецензурную брать в социальных сетях, где люди способны выливать всю ненависть и злобу любому пользователю. Единственным способом оградить человека от этого, это научить его обращаться с интернетом и интернет общением в целом.

свернуть

Причины суицида

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Причины подросткового суицида нередко ищут в последнем событии или событиях погибшего, но они обычно являются последними каплями переполнившими чашу терпения ребенка. Занятия спортом и прочие надуманные развлечения не способны отвлечь детей от глубоких психологический страданий, образовавшихся от их нехваток и пустот.
Надо помнить, что суицид подростков никогда не является случайностью. Ребенок, принявший решение покинуть этот мир путем самоубийства, как правило, долго вынашивает эту идею, и предприняв попытку суицида ничуть не жалеет о содеянном, потому что за свою короткую детскую жизнь он испытал многое: жестокость и непомерную требовательность, не терпящих возражений родителей (замещающих родителей), всегда готовых сделать замечание и отругать; травлю и упреки учителей и одноклассников, предательство друзей …., - ему не удалось только встретить любовь и понимание близких. Именно поэтому, говоря о причинах детских суицидов, используется такое понятие, как доведение до самоубийства, которое может включать в себя целенаправленную травлю, клевету, угрозы, унижения; физические издевательства, изнасилования, побои.


У детей, предпринявших попытки суицида, длительный срок наблюдалась тяжёлая депрессия (96%), потеря интереса к жизни, усталость от жизни; потеря смысла жизни (46%), некоторые пережили смерть кого-то из родных или друзей; испытали непонимание окружающими, одиночество; несчастную любовь (10%). Несмотря на то, что принято считать будто бы подростки, особенно девочки, совершают акт самоубийства из-за неразделенной любви, следственные органы констатируют, что такая причина суицида стоит на одном из последних мест в списке, и часто является последней каплей, переполнивший чашу.


Депрессия — это серьезное заболевание, и страдают ею не только взрослые, но и подростки, и даже дети школьного и дошкольного возраста. Только внимательный родитель, вовремя обративший на это внимание и пришедший за своевременной помощью способен спасти жизнь собственного ребенка и предотвратить непоправимый шаг.
При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми самоубийцами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.


Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье (62%). Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. Большая часть подростков, кончающих с собой, - дети из неблагополучных семей, где имеет место хроническая алкоголизация родителей, материальные трудности, отсутствие нормального контакта в семье. Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью.


Современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно. Психологи считают очень большой ошибкой, когда ребенка с детского сада лишают времени на игру, без которой невозможно нормальное психическое развитие для этого возраста. Подготовка к школе сейчас нередко превращается в чуть ли не главную задачу детского сада, но не в смысле психологической готовности, что вполне оправдано, а в смысле дрессуры и натаскивания. Многие родители "повернуты" на том, что к школе ребенок должен уже уметь и читать, и писать, поэтому, как правило, до первого класса уже водят детей на дополнительные занятия в школу. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей - часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной для психического здоровья жизненной программы "быть первым, лучшим или никем". Последствия такой установки - тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем - это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.


В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.


Импульсивные «демонстративные» попытки суицида у детей могут быть вызваны под влиянием сильной обиды, желанием кому-то или себе что-то доказать, показать свою смелость, а так же недовольством собой, своей внешностью, невозможностью найти свое место в подростковой среде. Мотивом к такому поступку может быть желание стать самоубийцей-знаменитостью, о ком заговорит вся страна, получить, пусть даже посмертно, свою «Минуту славы». Доказать, что я не хуже, доказать, что я могу и совершаю акт самоубийства. Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота».

свернуть

Мотивы суицидального поведения

- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви близких, неразделенное чувство и ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- страх позора, насмешек или унижения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.

Чаще всего молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.

свернуть

Предрассудки и факты о суициде

Предрассудок 1: Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения.

Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.

Предрассудок 2: Говоря о самоубийстве можно подать идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы.

Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них.

Предрассудок 3: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

Факт: Люди, сводящие счеты с жизнью, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком. Отказ от серьезного отношения и участия в этих разговорах способствует наступлению смерти от самоубийства.

Предрассудок 4: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания. Подобное поведение достойно игнорирования или наказания.

Факт: Суицидальные формы поведения или "демонстративные" действия некоторых людей представляют собой призыв или просьбу о помощи, посылаемую другим людям. Если никто не откликнется, то очень легко происходит переход от отчаянного крика о помощи к выводу, что никто уже никогда не поможет – и, соответственно, от отсутствия серьезных намерений умереть, к отчетливому стремлению покончить собой.

Предрассудок 5: Те, кто кончают с собой – психически больны и им ничем нельзя помочь.

Факт:Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

Предрассудок 6: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит. Сама совершенная попытка предотвращает возможность дальнейших суицидальных действий.

Факт: Хотя большинство лиц, совершивших суицидальную попытку, обычно не переходят к самоубийству, однако многие из них повторяют эти попытки. Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 10 раз выше, чем среди населения.

Предрассудок 7:Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам и даже наоборот: алкоголь и наркотики помогают забыть о проблемах.

Факт:Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Пьянство и наркотики, особенно, в состоянии отмены, могут существенно способствовать сведению счетов с жизнью.

свернуть

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
свернуть

Рекомендации при проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве (часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах).
свернуть

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
  • Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
свернуть

Как выявить ребенка, склонного к суициду

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;
  • усиление чувства тревоги;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • излишний риск в поступках;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
  • открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  • Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  • Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
свернуть

Портрет ребенка, склонного к суициду

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, жертвы насилия, дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника", приверженцы депрессивных молодежных субкультур.
По статистике 46% студентов, предпринявших в детском возрасте попытку суицида, имеют высокий и очень высокий интеллект. Любимыми предметами у них, как правило, являются физика, математика и химия. Очень любят слушать музыку. Они обладают философским складом ума, уже с 5-6 лет интересуются такими понятиями как смысл жизни, что такое смерть и есть ли жизнь после смерти. Они тонкие и ранимые, добрые и талантливые, обладают богатым внутренним миром, просто жить в мире полном лжи и лицемерия, жестокости и предательства им в какой-то момент становиться просто невыносимо – глубокое чувство отчаяния толкает их на такой поступок.
Различаются три стадии приближения подростка к суициду:
На первой подросток проявляет излишний интерес к теме смерти, может много шутить на тему самоубийства. В рисунках суицидальные мысли выражаются следующим образом: изображение черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, пронзенных сердец, окровавленных ножей. При этом используются в основном черный, желтый и красный цвета.


На второй стадии суицидальные мысли приобретают активную форму: взвешиваются все "за" и "против"; продумываются формы, время и место действия. На третьей решение о самоубийстве уже принято и подросток продумывает конкретный план.
Косвенных признаков очень много. Но все их объединяет один фактор: у подростка кардинально меняются привычки и поведение. Это, как ни странно, вопросы питания – когда дети с обычно хорошим аппетитом становятся привередливы в еде, а те, кто всегда отличался неважным аппетитом, вдруг начинают есть. Второй параметр – сон. Ребенок либо может спать целыми днями, либо начинает страдать бессонницей. Третий – учеба. Резкое падение успеваемости говорит об утрате интереса, возможно, не только к самому процессу получения знаний, но и к жизни вообще. Еще один тревожный симптом – безразличие к внешнему виду.
Кроме того, психологи выделяют также такие факторы, как стремление подростка к уединению, вспышки немотивированной агрессии, жизнь на грани риска: увлечение экстремальными видами спорта и досуга, злоупотребление психоактивными веществами.

свернуть
поделиться в: