Алгоритм кризисного реагирования в государственном учреждении образования «Средняя школа № 3имени В.М.Усова г.Гродно»(далее – СШ№3 имени В.М. Усова) составлен на основании следующих документов:
- Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся (Приложение 5 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»).
- Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (15 января 2019 г. № 7/5/13 г. Минск).
- Алгоритм работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному (письмо Министерства здравоохранения от 05.12.2019 № 3-1-15/5246).
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
Отвечают за создание системы кризисного реагирования директор И.И. Ковшик, заместитель директора по воспитательной работе И.В. Шейко. Важную роль в ее формировании и успешном функционировании играют все педагогические работники СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно, в первую очередь, педагоги-психологи Примачёк Е.Ю., Кузмич И.А. и педагоги социальные В.В. Буткевич, Кузмич И.А. классные руководители 1-11 классов.
Для сохранения конфиденциальности информации о кризисной ситуации вся полученная информация может обсуждаться только с лицами, имеющими ресурсы влияния на кризисную ситуацию и указанными в алгоритме действий по конкретной проблеме. Каждый педагогический работник СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно несет личную ответственность за разглашение информации о каждом выявленном случае.
При выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования (обнаружение самоповреждений у подростка, крики о самоубийстве, провокационные фразы о смерти):
1) педагогу важно не оставлять учащегося одного;
2) сопроводить к педагогу-психологу в каб. 215 или вызвать по рабочему телефону (31-03-58 служба СППС);
3) классному руководителю совместно с педагогом-психологом, курирующему параллель, проинформировать директора Ковшик И.И. (дежурного администратора) о высоком риске суицидальных действий, а также о необходимости отслеживания психоэмоционального состояния несовершеннолетнего и создания поддерживающей среды;
4) педагогу-психологу провести беседу с несовершеннолетним.
Педагог-психолог, курирующий параллель проводит беседу и углубленную диагностику с целью выявления степени суицидального риска. Также предлагает несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку, в случае его согласия - обеспечивают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки.
В случае актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:
прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу;
немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь;
позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида.
5)классному руководителю и педагогу-психологу информировать законных представителей несовершеннолетнего о риске суицидального поведения в течение 1 рабочего дня. Педагог-психолог учреждения образования:
информирует законного представителя несовершеннолетнего о выявленных факторах риска;
предлагает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае согласия – обеспечивают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки;
информирует об имеющихся психологических службах, оказывающих экстренную и кризисную, медико-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям и с письменного согласия, оформленного по утвержденной форме.
Педагог-психолог также информирует законного представителя несовершеннолетнего о возможности получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344), Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).
При уходе учащегося в эмоционально нестабильном состоянии с урока:
1) педагогу, ведущему урок, проинформировать классного руководителя незамедлительно;
2) классному руководителю проинформировать законных представителей в течение 15 мин. об уходе их ребенка с урока и уточнить о возможных вариантах, где он может находиться;
2) классному руководителю проинформировать директора Ковшик И.И. (дежурного администратора) или дежурного администратора;
3) классному руководителю обратиться к социальному педагогу, курирующему параллель, для принятия дальнейших совместных решений;
4) при необходимости вызвать милицию.
При выявлении статуса отверженного, изолированного по результатам социометрии:
1) классному руководителю проинформировать законных представителей о полученных результатах, порекомендовать консультацию у педагога-психолога (СШ №3 имени В.М. Усова г.Гродно – психолог, курирующий параллель, психолог детской поликлиники №2, либо частный психолог), для определения личностных особенностей ребенка, которые могут способствовать выявленному статусу;
2) классному руководителю проанализировать психологический климат в классе и выбрать одноклассников, которые могут оказать поддержку данному учащемуся;
3)классному руководителю с учетом рекомендаций педагога-психолога, курирующего данную параллель, проводить мероприятия способствующие вхождению данного учащегося в классный коллектив.
Если в классе выявлен буллинг:
1) педагогу необходимо вмешаться, как только заметил ситуации травли. Классному руководителю в этот же день провести беседу со всеми участниками конфликта. Обращать внимание не только на жертву и агрессора, но и на наблюдателей. Постараться понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле;
2) классному руководителю при необходимости обратится к педагогу-психологу, курирующему параллель. Совместно разработать стратегию поведения и разрешения сложившейся ситуации, также определить, нужно ли подключать законных представителей и всех одноклассников;
3) при необходимости классный руководитель информирует родителей. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Стараться доносить информацию аккуратно, корректно и тактично;
4) классный руководитель проводит на классных часах мероприятия по сплочению.
При нахождении учащегося в состоянии потери, утраты (смерть родственника, развод родителей):
1) наблюдать за эмоциональным состоянием и поведением учащегося, при возникновении изменений информировать педагога-психолога, курирующего параллель;
2) проинформировать родителей о изменении психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, а также о возможности получения психотерапевтической и психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога курирующего параллель или в ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344), или Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).
При наблюдении неухоженного внешнего вида, резкого набора или потери веса, перепадах эмоционального состояния несовершеннолетнего:
1) классному руководителю проинформировать законных представителей о возникших изменениях в эмоциональном состоянии и поведении несовершеннолетнего, уточнить у них возможные причин данного состояния.
2) проинформировать родителей о возможности получения психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога, курирующего параллель или Филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100).
При выявлении учащихся, состоящих в активных сообществах и играх, имеющих суицидальный контент (по результатам мониторинга социальных сетей или при получении данной информации от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, работников организаций здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики):
1) педагог информирует директора Ковшик И.И. (дежурного администратора), в течение 15 мин. после выявления случая с фиксацией в «Журнале учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент»;
2) заместитель директора по воспитательной работе Шейко И.В. в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей несовершеннолетнего с полученной информацией и информирует в установленном законодательством порядке о возможности:
- получения психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога, курирующего параллель или психотерапевтической и психологической помощи в учреждениях здравоохранения ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344) и филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100);
- ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред психическому и психологическому здоровью несовершеннолетнего.
При возникновении случая суицида/парасуицида:
1) классный руководитель незамедлительно информирование директора СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно Ковшик И.И.;
2) в течение рабочего дня совместно с СППС оформляется информация о парасуициде (суициде), совершенном несовершеннолетним в области по форме согласно приложению 6 (Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся);
3) классный руководитель, СППС участвуют в организации консилиума по суицидальному случаю.
При выявлении признаков насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц:
1)педагогический работник незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информирует (в устной форме) об директора Ковшик И.И. и педагога социального, курирующего параллель, в которой обучается несовершеннолетний;
- о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае, если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц,
- о необходимости получения психологической помощи в СШ №3 имени В.М. Усова г. Гродно у педагога-психолога, курирующего параллель или психотерапевтической и психологической помощи в учреждениях здравоохранения ГОКЦ «Психиатрия-наркология» (+375152398344) и филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника №2 г.Гродно» (+375152330100)
Если возникли подозрения, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения:
- педагогический работник, вызвав педагога социального, в его сопровождении удаляет учащегося из класса. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью;
- педагог социальный должен устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.
- педагог социальный немедленно информирует об инциденте директора Ковшик И.И. (дежурного администратора).
Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков;
- педагог социальный срочно вызывает медицинского работника школы;
5.медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте.
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или законных представителей. Предоставить родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, ГУЗ «Психиатрия-наркология» г.Гродно;
- если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения медицинский работник, директор Ковшик И.И. (дежурный администратор), обязаны вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
- при совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.