РУС БЕЛ ENG

Военно-патриотическое воспитание

Актуальность деятельности областного центра эффективных педагогических практик и основные направления работы

На современном этапе развития общества, когда все более очевидной становится необходимость достижения надлежащего уровня готовности граждан отстаивать суверенитет и независимость своего Отечества, повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, главной задачей которого в учреждениях общего среднего образования является организация и координация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами образовательного процесса.

Эффективность военно-патриотического воспитания напрямую зависит от качества взаимодействия различных субъектов этой разносторонней деятельности, направленной на создание в открытом образовательном пространстве учреждения образования организационно-педагогических условий в процессе взаимодействия с социальными институтами, государственными общественными объединениями, социальными партнёрами, структурами, обеспечивающими национальную безопасность.

В государственном учреждении образования «Средняя школа №3 имени В.М.Усова г.Гродно» накоплен богатый опыт по организации взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса в военно-патриотическом воспитании обучающихся.

В работу по военно-­патриотическому воспитанию обучающихся на уровне учреждения образования наряду с руководителем по военно-патриотическому воспитанию Ермашкевич Е.Б. (далее —  по ВПВ; в должности с 01.09.2021 г.) вовлечены педагогические работники (классные руководители; учителя, в первую очередь, допризывной и медицинской подготовки, физической культуры и здоровья; педагоги-психологи; педагоги социальные) и другие специалисты, законные представители несовершеннолетних. В учреждении образования в связи с этим определены профессиональные взаимоотношения, распределены обязанности, создана система обучения и методической поддержки участников образовательного процесса.

Благодаря многолетнему (с 1979 года) сотрудничеству с органами пограничной службы Республики Беларусь, заключению договоров о сотрудничестве с Гродненской пограничной группой и государственным учреждением образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь» в 2016 в школе открыты военно-патриотические классы пограничной направленности, в которых сегодня обучается более 150 человек.

В настоящее время наше учреждение образования взаимодействует по военно-патриотическому воспитанию обучающихся более чем с 30 субъектами деятельности, среди которых высшие военные учреждения образования Республики Беларусь и военные факультеты гражданских вузов, Гродненские областные организационные структуры ДОСААФ и БФСО «Динамо», Гродненский областной военный комиссариат, ветеранские организации, воинские подразделения органов пограничной службы Республики Беларусь, Западного оперативного командования, Министерства внутренних дел, учреждения общего среднего и дополнительного образования г.Гродно и Гродненской области, общественные объединения, учреждения культуры и спорта г.Гродно.

С 2022 года на базе учреждения образования действует районный ресурсный центр по военно-патриотическому воспитанию  (далее – РЦ), за время деятельности которого проведена значительная работа.

На официальном сайте учреждения образования создана и постоянно обновляется страница РЦ, размещаются нормативные документы, методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, локальные документы РЦ, сценарные материалы, разработки, фото- и видеоматериалы проведенных мероприятий.

Разработаны рекомендации по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся с учетом положений Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы. В системе работы РЦ – консультации, методические дни, практические занятия, диалоговые площадки для руководителей по ВПВ и других категорий педагогических работников, для обучающихся учреждении образования (далее – УО) г.Гродно и Гродненской области.

Проведено 4 заседания по организации работы, планированию и анализу деятельности РЦ, 3 тематических заседания с участием руководителей по ВПВ УО Октябрьского района г.Гродно («Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания», «Порядок открытия военно-патриотического класса в», «Планирование совместной деятельности с воинскими частями Западного оперативного командования, подразделениями органов пограничной службы Республики Беларусь»), заседание с участием руководителей методического объединения классных руководителей УО Октябрьского района г.Гродно «Эффективные формы работы по формированию гражданской и патриотической компетентности учащихся», заседание учебно-методического объединения руководителей музеев и музейных комнат УО Октябрьского района г. Гродно по теме «Формирование образовательного и воспитательного пространства учреждения образования средствами музея».  

В рамках деятельности РЦ организованы диалоговые площадки: «Восстановление исторической памяти» (в рамках занятия Школы командиров антинаркотических отрядов УО Октябрьского района г. Гродно), «В их жизни была война» (ко Дню воинов-интернационалистов с участием члена Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Луканской И.Э., ветеранов Вооружённых сил, воинов-интернационалистов, заместителя военного комиссара города Гродно и Гродненского района подполковника Ровгач А.А., методистов Гродненского областного Дворца творчества детей и молодежи (далее – ГГОДТДиМ), учащихся военно-патриотических классов УО г.Гродно и Гродненской области).

В связи с тем, что по решению УО «Гродненский областной институт развития образования» (далее – ГрОИРО) СШ №3 имени В.М.Усова г.Гродно была определена базовой площадкой по обучению знаменных групп, знаменных групп учреждений образования г.Гродно и Гродненской области, трижды по запросам проводились практические занятия со знаменными группами УО.

В 2022-2023 годах в рамках повышения квалификации ГрОИРО на базе УО проведено 7 практических занятий для руководителей по ВПВ УО Гродненской области и 1 занятие для заместителей директоров по воспитательной работе  УО Гродненской области по теме «Координация деятельности руководителей по военно-патриотическому воспитанию в системе воспитательной работы».

Коллектив СШ №3 имени В.М.Усова г.Гродно – неизменный участник не только всех районных, городских мероприятий патриотической направленности, но и многих областных, республиканских панорам, презентаций опыта работы, выставок, фестивалей, проектов, акций, слетов. Об эффективности сложившейся в УО системы взаимодействия с субъектами образовательного процесса по военно-патриотическому воспитанию учащихся свидетельствуют достижения нашего коллектива в данном направлении.

Среди наиболее значимых побед – диплом УО «Республиканский центр экологии и краеведения» за победу на республиканской выставке-конкурсе научно-методических материалов и педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи (2023, Рукша А.В.), диплом ГрОИРО за победу на областном этапе ХХ республиканской выставки научно-методической литературы,  педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (2023, Ермашкевич Е.Б.), презентация на выставке опыта работы школы по чествованию государственной символики Республики Беларусь.

В нашей копилке – публикации в журналах и электронных ресурсах:

Акимова, Е. П., Боуфалик, Р. И. Воспитываем уважительное и почтительное отношение к государственным символам / Е. П. Акимова, Р. И. Боуфалик //. – 2023. – № 1. – С. 22–25.

Ермашкевич, Е. Б. Право носить имя героя обязывает... / Е. Б. Ермашкевич // Вестник образования. – 2022. – № 1. – С. 34–37.

Ермашкевич, Е. Б. «Якія патрыятычныя праекты аб’ядноўваюць навучэнцаў сярэдняй школы № 3 Гродна [Электронный ресурс] : Е. Б. Ермашкевич – Режим доступа: https://nastgaz.by/yakiya-patryyatychnyya-praekty-ab-yadnouvayuts-navuchentsau-syarednyaj-shkoly-3-grodna-raskazala-alena-ermashkevich/. – Дата доступа: 08.09.2023

Ермашкевич, Е. Б. «Держим равнение на людей в погонах [Электронный ресурс] : Е. Б. Ермашкевич – Режим доступа: http://library.groiro.by/file_storage/Vistavka/2023/XX/mobile/index.html#p=15. – Дата доступа: 08.09.2023.

С целью отражения деятельности УО по военно-патриотическому воспитанию и трансляции опыта работы в данном направлении, координации деятельности педагогических работников по развитию образовательного ресурса военно-патриотического профиля, повышения эффективности взаимодействия со всеми субъектами военно-патриотического воспитания руководителем по ВПВ Ермашкевич Е.Б. в 2022 году создан телеграм-канал «СШ3 имени В.М.Усова г.Гродно (военно-патриотическое воспитание» (https://t.me/grodno_3shkola). По итогам дистанционного конкурса telegram-каналов УО «Время Telegram», проведенного ГУО «Минский городской институт развития образования» в апреле-мае 2024 года, телеграм-канал «СШ3 имени В.М.Усова г.Гродно (военно-патриотическое воспитание» удостоен диплома 3 степени в номинации «Лучший тематический telegram-канал». Опыт работы УО также транслируется в телеграм-группе «КЛАСТЕР военно-патриотического воспитания» (Гродненского областного кластера по военно-патриотическому воспитанию ГГОДТДиМ) и на протяжении всего времени его работы (с сентября 2022 года) СШ3 имени В.М.Усова г.Гродно является неизменным победителем неофициального первенства размещения в кластере публикаций военно-патриотического характера.

свернуть

Основные направления деятельности областного центра эффективных педагогических практик

1.Организационно-методическая работа:

осуществление методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности педагогических работников по вопросам военно-патриотического воспитания  учащихся,

– разработка образовательных ресурсов для подготовки и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, в т.ч. совместно со структурами, обеспечивающими национальную безопасность, военными высшими учебными заведениями, военными факультетами гражданских вузов;

– организация участия обучающихся в слетах, смотрах, турнирах, конкурсах, соревнованиях, других мероприятиях военно-патриотической направленности;

– организации научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся.

  1. Информационно-методическая работа:

– участие в пополнении банка педагогической и методической информации по вопросам военно-патриотического воспитания обучающихся;

– разработка методических материалов для организации взаимодействия с потенциальными субъектами образовательного процесса по военно-патриотическому воспитанию обучающихся,

– организация и проведение презентаций, практических и семинарских занятий;

– взаимодействие с другими областными центрами эффективных педагогических практик;

– подготовка методических рекомендаций по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;

– выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по военно-патриотическому воспитанию с субъектами образовательного процесса;

– совершенствование информационного пространства УО (сайт, инстаграм, телеграм).

Для создания областного центра эффективных педагогических практик государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 имени В.М. Усова г. Гродно» обладает:

опытом учебно-методической работы педагогического коллектива по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся;

кадровыми, научно-методическими, материально-техническими, информационными и иными ресурсами и условиями по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

опытом организации как внутреннего, так и внешнего консалтинга;

опытом использования информационных технологий, форм индивидуальной, диагностической, групповой и коллективной работы.

необходимой  учебно-материальной базой.

свернуть

Срок деятельности областного центра эффективных педагогических практик – 2024-2028 годы

Ожидаемые результаты работы областного центра эффективных педагогических практик

Разработка методических материалов для руководителей по военно-патриотическому воспитанию по организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса:

– с классными руководителями в части организации классных и информационных часов, родительских собраний, подготовки к участию в акциях, конкурсах, проектах,

– с педагогом-организатором, старшей пионерской вожатой, секретарем первичной организации общественного объединения «БРСМ» в части подготовки и проведения общешкольных проектов, акций, конкурсов и др. мероприятий,

 с педагогом-психологом в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и т.д.,

 с библиотекарем в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций, библиотечных уроков,

– с учителями допризывной подготовки, физической культуры и здоровья в части подготовки и проведения военно-спортивных соревнований, смотров строевой, огневой и физической подготовки, военно-патриотических лагерей,

– с учителями истории, обществоведения, литературы в части проведения и организации участия в научно-исследовательских конференциях,

– с руководителями музеев, педагогами дополнительного образования в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой, творческой деятельности,

– с законными представителями несовершеннолетних в части организации и проведения профориентационных консультаций, конкурсов, занятий родительского университета и др.,

– с представителями органов системы обеспечения национальной безопасности с целью решения задач по обеспечению средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и другим мероприятий военно-патриотической направленности; организации и проведения учебно-полевых сборов и медицинской практики для учащихся Х классов; организации военно-патриотических лагерей.

Создание каталога Интернет-ресурсов для использования в работе по военно-патриотическому воспитанию учащихся учреждений общего среднего образования, каталога материалов по военно-патриотическому воспитанию учащихся учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

Организация сетевого сообщества субъектов образовательного процесса по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Обобщение опыта руководителя по военно-патриотическому воспитанию Ермашкевич Е.Б. (2026 год), классных руководителей военно-патриотических классов Горбачевой А.С. (2025 год), Конопко Т.В. (2027 год) по организации взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.

свернуть

Руководитель областного центра эффективных педагогических практик

Шейко Ирина Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе.

свернуть
поделиться в: