Профилактика – лучший способ предотвращения противоправного поведения
Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. Особое внимание прокуратурой уделяется профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также профилактике подросткового пьянства, наркомании и токсикомании, которые зачастую являются предпосылками для совершения подростками таких преступлений, как хулиганство, грабеж, угон и других.
Информация по Кодексу об административных правонарушениях, вступившему в силу с 01.03.2021
Новый Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также закон о введении в действие кодексов. Кодексы начали действовать с 1 марта.
Новый КоАП предусматривает категоризацию административных правонарушений. Они делятся на:
административные проступки — нарушения, предусматривающие санкции для физлица в размере до 10 БВ, для ИП — до 25 БВ, для юрлица — до 50 БВ;
значительные административные правонарушения — нарушения, предусматривающие санкции в виде конфискации, депортации, штрафа, определенного в процентном либо кратном отношении, либо штрафа для физлица более 10 БВ, для ИП — более 25 БВ, для юрлица — более 50 БВ;
грубые административные правонарушения — нарушения, за которые предусмотрены взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
Лица не будут считаться подвергавшимися административному взысканию при совершении административного проступка со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания. В случае значительного административного правонарушения — через 6 месяцев со дня исполнения постановления. В случае грубого административного правонарушения — через года со дня исполнения постановления.
Новый КоАП предусматривает профилактические меры воздействия, которые включают устное замечание, предупреждение или меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Они применяются при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Кодексом предусмотрены следующие меры административных взысканий:
штраф,
общественные работы,
административный арест,
лишение права заниматься определенной деятельностью,
депортация,
конфискация,
взыскание стоимости,
запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.
При этом взыскания в виде общественных работ, административного ареста, конфискации, взыскания стоимости, запрета на посещение физкультурно-спортивных сооружений могут налагаться только судом. Исключение сделано для статьи об уклонении родителей от обязательного трудоустройства. В этом случае данные взыскания могут налагать органы внутренних дел.
Минимальный размер штрафа для физлиц установлен в 0,1 БВ, для ИП — 2 БВ, для юрлиц — 5 БВ. При этом ИП и юрлица за нарушения порядка налогообложения могут караться минимальным штрафом в 0,1 БВ.
Максимальный штраф для физлица по КоАП составляет 30 БВ. Исключение сделано для правонарушений, которые посягают на права и свободы человека и гражданина, правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, в области связи и информации, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против порядка налогообложения, порядка управления. В этих случая максимальный штраф для физлица может достигать 200 БВ. К ним относятся и случаи нарушения порядка проведения и организации массовых мероприятий, санкции за которых значительно ужесточены.
Потолок штрафа для ИП составляет 200 или 500 БВ в зависимости от типа правонарушений, а для юрлица — 1000 БВ.
Взыскание в виде общественных работ заключается в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей. Оно может налагаться судом на срок от 8 до 60 часов. Выполняется не более 4 часов в день. Данная санкция может налагаться судом при наличии согласия физлица на ее применение. Общественные работы не могут применяться к лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, лицам в возрасте от 14 до 18 лет, беременным и декретницам, инвалидам I и II группы, иностранным и гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Беларуси.
Продолжительность административного ареста составляет до 15 суток. При этом при повторном нарушении порядка организации и проведения массовых мероприятий она составляет от 15 до 30 суток.
Максимальный размер взысканий при совершении двух и более правонарушений, дела о которых рассматриваются одновременно одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс для физлица составит 100 БВ в случае штрафа, если речь идет о нарушении ПДД — 200 БВ, а за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области связи и информации, в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления — 400 БВ. Срок общественных работ может быть увеличен до 120 часов, а административного ареста — до 30 суток, лишение прав заниматься определенной деятельностью может достигнуть 5 лет.
Административное взыскание может быть наложено на физлицо не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а за длящееся административное правонарушение — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения. По некоторым статьям срок давности составляет один год.
Кодекс также предусматривает ужесточение санкций по ряду составов. В нем появились новые статьи, например, они касаются использования запрещенных флагов. Также увеличены штрафы за некоторые нарушения Правил дорожного движения.
Повышены штрафы и срок административного ареста за участие в несанкционированных акциях
Существенные изменения внесены в статью 23.34 (теперь это статья 24.23 КоАП). Повышена ответственность за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, увеличились штрафы и срок административного ареста.
Так, максимальный размер штрафа по этой статье увеличен с 30 до 100 базовых величин (с 870 до 2900 рублей). При привлечении по этой статье повторно могут быть оштрафованы на сумму до 200 базовых величин, или 5800 рублей (было — 50 базовых, или 1450 рублей).
В обновленном КоАП максимальный срок административного ареста за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, то есть одно правонарушение, по-прежнему составляет 15 суток. А вот за повторное в течение года участие в несанкционированном массовом мероприятии грозит от 15 до 30 суток. При этом 30 суток — максимально возможный срок административного ареста, даже если совершено сразу несколько правонарушений (раньше было 25 суток).
Еще одно изменение: раньше при участии в незаконном массовом мероприятии можно было получить предупреждение, теперь такая мера из КоАП исключена как мера административного взыскания. При этом ввели новый вид административного взыскания — общественные работы.
В срок административного ареста по-прежнему будут засчитывать срок задержания.
Штрафы за участие в акциях протеста скоро вырастут до 100 базовых. Что изменится с новым КоАП?
Какие штрафы будут за запрещенные флаги и символы
Со вступлением в силу изменений смогут наказывать и за «незаконное использование и изготовление флагов и символов» (статья 24.26). За «использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно изготовление таких флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов с целью их распространения» — штраф от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 рублей), на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, на юридическое лицо — от 20 до 60 базовых величин.
В новом КоАП появилось разделение правонарушения в зависимости от характера и степени общественной вредности: административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения. В зависимости от категории устанавливается не только наказание, но и сроки погашения административной ответственности: проступок — со дня исполнения постановления (к примеру, оплаты штрафа), значительное правонарушение — через шесть месяцев, грубое правонарушение — через год. Ранее по всем правонарушениям был установлен один срок — год, а это влияет на наказание в случае повторного нарушения КоАП.
Эксперты ранее отмечали, что с 1 марта должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, по которым, согласно новой редакции КоАП, истекли сроки наложения административных взысканий.
Как будут отправлять на общественные работы
Общественные работы наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей».
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4 часов в день. То есть они могут занять от 2 до 15 дней.
При этом есть важный нюанс: на такие работы могут отправить только с согласия самого человека, который совершил административное правонарушение. На такие работы не могут направить пенсионеров, несовершеннолетних, беременных, декретниц, людей с инвалидностью I и II группы, иностранцев, силовиков.
За неповиновение также будут наказывать по-новому.
В обновленном КоАП значительно усилена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (в новом КоАП это статья 24.3).
Так, за неповиновение сотруднику милиции, например, за отказ проехать в РУВД для дачи пояснений либо установления личности максимальный штраф увеличили с 50 до 100 базовых величин (с 1450 до 2900 рублей). Максимальный срок административного ареста остался прежним — до 15 суток. При этом за такое нарушение ввели наказание в виде общественных работ.
Родителей будут штрафовать за участие детей в несанкционированных акциях
В КоАП внесли дополнение, которое касается ответственности за вовлечение несовершеннолетних в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, другом массовом мероприятии, которое проводится с нарушением. Родителей будут наказывать за участие их детей в несанкционированных мероприятиях.
За такое нарушение предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин — от 145 до 870 рублей.
— В том случае, если родители не обеспечивают права, свободу ребенка и его защиту, то, соответственно, превентивно должно действовать государство. Вот откуда появляются такие меры, — заявила в эфире «Беларусь 1» заместитель главы Администрации президента Ольга Чуприс. — Соответственно, в статье 19.4 КоАП будет дополнение, касающееся ответственности родителей за то, что они вовлекают детей в массовые мероприятия несанкционированного порядка. Тем самым наносят угрозу жизни и здоровью детей.
За оскорбление должностного лица можно получить штраф до 5800 рублей.
Обновленный КоАП предполагает за оскорбление штраф до 30 базовых (до 870 рублей). Раньше было до 20 базовых (до 580 рублей).
За оскорбление в публичном выступлении, СМИ, интернете можно получить штраф от 10 до 200 базовых величин (от 290 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест. Для юрлица предусмотрен за это штраф от 30 до 200 базовых — от 870 до 5800 рублей.
При этом за оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий можно получить штраф от 20 до 30 базовых (от 580 до 870 рублей). А если это сделать в публичном выступлении, СМИ, интернете, штраф будет от 10 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а для юрлица — штраф от 30 до 200 базовых.
Ранее за оскорбление должностного лица предусматривался только штраф до 50 базовых величин.
За сигнал могут лишить прав. Что изменилось для водителей
Обновленный КоАП среди прочего содержит новшества и для водителей: есть случаи, когда ответственность ужесточилась, но есть и пункты, по которым наказание стало более либеральным. Например, в некоторых случаях водители смогут не платить штраф, а обойтись предупреждением.
Новшества для водителей:
- наказание за умышленную блокировку дорог — штраф может быть от 6 до 50 базовых (было — от 6 до 10 базовых). Такой же штраф прописали и для водителей за блокирование дорог в местах проведения массовых мероприятий или повлекшее создание аварийной обстановки (за это нарушение могут также лишить прав от года до двух лет). Это прописано в статье 18.1 КоАП;
- водителя, который нарушает правила пользования звуковыми сигналами, могут наказать штрафом до трех базовых (87 рублей), а если подать сигнал в местах проведения массовых мероприятий, то штраф может быть до 10 базовых с лишением прав на срок до года или без лишения (статья 18.13 КоАП);
- водителей коснется также такое новшество в КоАП, как освобождение от административной ответственности с помощью предупреждения (статья 8.3). Речь идет об административных проступках, то есть о незначительных нарушениях. Чтобы избежать штрафа, нужно соблюсти два условия: водитель должен быть согласен с правонарушением и до этого в течение года такого же правонарушения не совершать. К примеру, на непройденный техосмотр или разговор по телефону это новшество будет распространяться, а на нарушение скоростного режима — нет;
- выросли максимальные штрафы для лихачей;
- ввели систему градации опьянения для водителей.
Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа.
Штрафы за разглашение персональных данных
В обновленном КоАП появилась статья 23.7, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных. Эксперты ранее поясняли, что административная ответственность по данной статье может быть наложена как по требованию потерпевшего, так и без его требования (по инициативе правоохранительных органов). Протоколы будут составлять в милиции, дела будут рассматривать в суде.
При совершении каких действий предусмотрена ответственность.
1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных.
2. Нарушение прав физического лица, связанных с обработкой персональных данных.
Штраф (п. 1 и 2): до 50 базовых величин (ранее эта сумма составляла 1450 рублей, одна базовая величина равна 29 рублям), для лица, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, — от 4 до 100 базовых величин (от 116 до 2900 рублей).
3. Умышленное незаконное распространение персональных данных, штраф — до 200 базовых величин (на сегодня эта сумма составляет 5800 рублей).
4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных, штраф — от 2 до 10 базовых величин (от 58 до 290 рублей) — для физического лица, от 10 до 25 базовых величин (от 290 до 725 рублей) — для ИП, от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 рублей) — для юридического лица.
Раньше было два случая, когда могли привлечь к ответственности за нарушения в сфере персональных данных: разглашение персональных данных лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, а также нарушение правил защиты информации.
СМИ и интернет-ресурсы
Существенное изменение претерпела статья о нарушении законодательства о средствах массовой информации и интернет-ресурсах (статья 23.5 КоАП). Предусмотрена, к примеру, ответственность владельца интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, за информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами (к примеру, с телеграм-канала, который признан экстремистским, отмечал ранее эксперт) — штраф до 20 базовых, а на юрлицо — до 100 базовых.
Что касается СМИ, то также введена ответственность за получение иностранной помощи, а также от анонимных источников для финансирования средств массовой информации. За это предусмотрен штраф до 50 базовых с конфискацией полученных средств и (или) другого имущества.
Изменения по взносам в ФСЗН
С 1 марта введены новшества также по взносам в Фонд соцзащиты населения — обязательным страховым и на профессиональное пенсионное страхование. Изменения касаются ответственности за нарушения по уплате этих взносов.
К примеру, пересмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату этих взносов в бюджет фонда. С 1 марта для нанимателей (речь не только про организации, но и индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые предоставляют работу по трудовым и гражданско-правовым договорам) поднимут «потолок» по неуплате взносов в ФСЗН, при котором дают штрафы, — с 10 до 20 базовых величин (с 290 до 580 рублей). Если превысить эту сумму, то «светит» штраф от 2 до 20 базовых величин (от 58 до 580 рублей). Проще говоря, если наниматель не заплатит вовремя в бюджет ФСЗН взносы за своих работников больше чем на 580 рублей, то он может получить штраф.
Также уточнили, кого могут привлекать к административной ответственности за долги перед фондом.
Новшества по валютному законодательству
В новой редакции КоАП также есть изменения в части нарушений валютного законодательства. К примеру, с 1 марта изменили сроки наложения административного взыскания и привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере валютного регулирования. До 1 марта данный срок составляет 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (как для физических, так и для юридических лиц).
Сейчас сроки дифференцируются в зависимости от того, кто совершил правонарушение. Если физлицо, то взыскание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения, а если правонарушение длящееся — со дня обнаружения/прекращения (если правонарушение обнаружено после его прекращения). Если же правонарушение совершили ИП (если оно связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью) или юрлицо — не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетние при нахождении в учебном заведении, и в общественных местах обязаны строго соблюдать правила поведения и правопорядок, с достоинством и честью нести высокое звание гражданина Республики Беларусь.
1. Несовершеннолетние обязаны:
1.1. Быть всегда дисциплинированными, вежливыми со старшими, внимательными и предупредительными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям, показывать пример культуры поведения младшим.
1.2. Беспрекословно выполнять требования должностных лиц, работников милиции и других представителей общественности. Быть нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам.
1.3. Бережно относится к государственной собственности личному имуществу граждан, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, не опускать порчу зелёных насаждений, загрязнения рек и водоёмов, беречь природу и охранять её богатства.
1.4. Заботиться о сохранности исторических памятников и других культурных ценностей нашей Родины.
1.5. Знать и строго выполнять правила дорожного движения и противопожарной безопасности.
2. Несовершеннолетним до 18-летнего возраста запрещается:
2.1. С 22 ч. до 6 ч. в течение учебного гoдa, с 23 ч. до 6 ч. в период каникул и в выходные дни находиться в общественных местах без сопровождения родителей или лиц их заменяющих.
2.2. Распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, а также играть с легковоспламеняющимися, взрывчатыми веществами, самопалами, ножами, рогатками, разжигать костры.
2.3. Купаться в неустановленных для этого местах.
2.4. Портить стены и оборудование в подъездах домов, лифтах, автобусах и других общественных местах.
2.5. Находиться на крышах, чердаках и в подвалах домов на территориях предприятий и учреждений.
2.6. Выражаться в общественных мессах нецензурной бранью, курить, распивать спиртные напитки.
Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основной задачей этой деятельности является «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».
Международное сообщество и наше государство уделяет большое внимание профилактической работе по предупреждению правонарушений подростков.
Деятельность человека состоит из поступков.
Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1. Убийство (ст. 139)
2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
3. Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
4. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
5. Изнасилование (ст. 166)
6. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
7. Похищение человека (ст. 182)
8. Кражу (ст. ст. 205)
9. Грабеж (ст. 206)
10. Разбой (ст. 207)
11. Вымогательство (ст. 208)
12. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
13. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
14. Захват заложника (ст. 291)
15. Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
16. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
17. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
18. Хулиганство (ст. 339)
19. Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
20. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
21. Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Приоритетом в работе школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Проблемы в поведении учащихся:
1. Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставания в интеллектуальном развитии;
- ориентации на другие виды деятельности;
- отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- тяга к азартным играм;
- курение;
- нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
- драки;
- прогулы;
- пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- избиение слабых, младших;
- вымогательство;
- жестокое отношение к животным;
- воровство;
- нарушение общественного порядка;
- немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
- скептическое;
- негативное;
- ожесточенное
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся:
- Профилактическая работа с учащимися: проведение месячников правовых знаний, бесед, занятий по правовому просвещению и предупреждению правонарушений; тематические классные и информационные часы с представителями правоохранительных органов; организация школьных праздников; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений;
- Организация досуговой деятельности несовершеннолетних: работа спортивных секций; дополнительное образование; проведение тематических вечеров; экскурсий, акций;
- Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекций, посещение семей на дому ; совместное проведение школьных праздников;
- Организация работы школы в период каникул: проведение спортивных соревнований; организация свободного времени учащихся, состоящих на различных видах учета; работа детского школьного оздоровительного лагеря, различные выездные мероприятия.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетние при нахождении в учебных заведениях, на предприятиях, в кинотеатрах, парках, скверах, на стадионах, пляжах, во дворах, на улицах, при проездах в городском и загородном транспорте и в других общественных местах обязаны строго соблюдать правила поведения и правопорядок, с достоинством и честью нести высокое звание гражданина Республики Беларусь.
1. Несовершеннолетние обязаны:
1.1. Быть всегда дисциплинированными, вежливыми со старшими, внимательными и предупредительными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям, показывать пример культуры поведения младшим.
1.2. Беспрекословно выполнять требования должностных лиц, работников милиции, родительского, учительского патруля и других представителей общественности. Быть нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам.
1.3. Бережно относится к государственной собственности личному имуществу граждан, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, не опускать порчу зелёных насаждений, загрязнения рек и водоёмов, беречь природу и охранять её богатства.
1.4. Заботиться о сохранности исторических памятников и других культурных ценностей нашей Родины.
1.5. Знать и строго выполнять правила дорожного движения и противопожарной безопасности.
2. Несовершеннолетним до 18-летнего возраста запрещается:
2.1. С 22 ч. до 6 ч. в течение учебного гoдa, с 23 ч. до 6 ч. в период каникул и в выходные дни находиться в общественных местах без сопровождения родителей или лиц их заменяющих.
2.2. Распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, а также играть с легковоспламеняющимися, взрывчатыми веществами, самопалами, ножами, рогатками, разжигать костры.
2.3. Купаться в неустановленных для этого местах.
2.4. Портить стены и оборудование в подъездах домов, лифтах, автобусах и других общественных местах.
2.5. Находиться на крышах, чердаках и в подвалах домов на территориях предприятий и учреждений.
2.6. Выражаться в общественных мессах нецензурной бранью, курить, распивать спиртные напитки.
Современные тенденции преступности:
ёе рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время отмечается значительный рост противоправного поведения несовершеннолетних. Более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое.
Первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для подростка возникают при нарушении закона.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, которые обусловливаются особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.
Наблюдаются тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов - количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным “барометром”, определяющим катастрофически ухудшающееся состояние “здоровья” общества.
Криминологические, социологические и психологические особенности поведения несовершеннолетних свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние условия их жизни и воспитания в предшествующие годы.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о “несправедливости” законов, о “незаконном” осуждении.
Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества. “Уязвимость” заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать дeньги” и добывать желаемое в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне экономической нестабильности, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока, причины патологического развития личности несовершеннолетних зачастую кроются в асоциальности и аморальности родителей. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость. Данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних - «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними» (Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Конвенция о правах ребенка в статье 17 подчеркивает необходимость обеспечения ребенка « информацией и материалами из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка», провозглашает, что «образование ребенка должно быть направлено на: воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе».
Закон «О правах ребенка» определяет цели государственной политики в интересах детей: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности .
Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основной задачей этой деятельности является «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».
Международное сообщество и наше государство уделяет большое внимание профилактической работе по предупреждению правонарушений подростков.
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
1. Диагностическая деятельность
2. Индивидуально-коррекционная работа
3. Работа с семьей
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
6. Правовое просвещение учащихся
Полезные ссылки:
- president.gov.by — Интернет-портал Президента Республики Беларусь
- edu.gov.by — Министерство образования Республики Беларусь
- adu.by — Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
- pravo.by — Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
- mir.pravo.by — Детский правовой сайт
- belarus.by — Официальный сайт Республики Беларусь