Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г.Гродно»
История, успехи, достижения в сфере образования
Обычное в обычном… Школа…
Всех измерений, достижений всех шкала…
Судьбу благодарить мы все готовы,
Что тропа жизни нас с тобой свела.
И.И.Ковшик
Строки поэтического признания директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно» Ирины Иосифовны Ковшик побуждают к размышлению о школе не как о месте работы, а как о неком истоке вечности, духовной ценности, роли, место и предназначении в жизни.
Вот уже 10 лет Ирина Иосифовна возглавляет педагогический коллектив одной из старейших школ г. Гродно да, пожалуй, и Гродненской области.
Имея за плечами двадцатилетний опыт работы сначала в качестве учителя-словесника, преподавателя родного языка и литературы, затем заместителя директора по учебной работе, будучи мудрым и опытным наставником, Ирина Иосифовна, возглавив вверенное ей учреждение образования, чётко определилась с формулировкой миссии школы как структурного звена в системе образования, которая заключалась в следующем: формировать конкурентоспособную личность, готовую к саморазвитию и самореализации, полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в условиях интенсивно развивающегося общественного порядка.
Конечный результат педагогической деятельности коллектива – выпускник школы как высокоорганизованная личность с устойчивой мотивацией к познавательной, трудовой, общественной деятельности на благо страны, личность нравственно зрелая, физически здоровая и творчески мыслящая. Будучи требовательной к самой себе, того же требует от своих учителей, коллег, воплощая в жизнь вышеизложенные принципы функционирования учреждения образования.
Сегодня педагогический коллектив учреждения образования – это 95 педагогических работников, которые обеспечивают образовательный процесс, из них 13 – учителя начальной школы, тридцать педагогических работников преподают предметы музыкальной направленности и 48 осуществляют обучение на II и III ступенях общего среднего образования.
Нужно отметить отличительную тенденцию развития учреждения образования: в условиях стремительно меняющихся основ мироздания школа следует имеющимся давним традициям, сохраненным еще с прошлого века.
По этой причине летопись государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно» уникальна: открытие ее знаменуется датой 1922 года!
До 1976 года здание школы под номером 3 находилось на ул. Горького, напротив 86 Августовского погранотряда. Это соседство тогда еще связало прочными узами воспитанников и коллектив учителей школы с гродненскими пограничниками.
А 1 сентября 1978 года была торжественно открыта средняя школа № 3 г. Гродно, которой в 1984 году Постановлением Совета Министров БССР №103 было присвоено имя Героя Советского Союза Виктора Михайловича Усова. Заметим, что впервые в истории г. Гродно школа стала носить имя героя-пограничника!
Вновь сформированный коллектив педагогов, переступивший порог нового здания, поставил перед собой задачу построить воспитательную систему школы на традициях сотрудничества с пограничниками, используя потенциал Гродно как пограничного города. 28 мая 1978 года состоялось открытие музея В.М. Усова, а 20 декабря 1980 года торжественно был открыт памятник В.М. Усову, построенный на средства, собранные от проведенного субботника.
За прошедшие десятилетия традиции сотрудничества с органами пограничной службы укрепились и сегодня вышли на качественно новый этап, характеризующийся взаимодействием по формированию у подрастающего поколения навыков построения стратегии своей жизни, воспитанию гражданина-патриота своей страны. Как итог такого плодотворного сотрудничества, эффективного взаимодействия – многочисленные победы учащихся, знаменующиеся наградами, дипломами и грамотами.
В качестве примеров приведём следующие знаменательные факты:
- в 1992 году создана детская организация «Юные усовцы», объединяющая учащихся 3-6 классов на базе некоторых из них впоследствии сформированы военно-патриотические классы, в которые отбираются учащиеся, вполне осознанно стремящиеся продолжат и чтить традиции воинов-пограничников. В 2022/2023 году насчитывается шесть военно-патриотических классов пограничной направленности;
- в 2000 году учреждение образования «Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно» награждено грамотой Государственного комитета по делам молодёжи Республики Беларусь за победу в конкурсе летописей воинских соединений;
- в 2004 году учреждение образования награждено грамотой Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь за вклад в дело патриотического-воспитания.
Как итог поисковой работы, совместного сотрудничества – торжественное открытие музея В.М. Усова после реставрации, связанной с обновлением экспозиции. Ныне действующий музей – мощное средство воспитания подростков, молодого поколения в духе патриотизма, мужественности, верности делу предков. Идейным вдохновителем, инициатором и организатором многих коллективно-творческих дел военно-патриотической направленности является наряду с директором школы Ковшик Ириной Иосифовной, заместитель директора по воспитательной работы, а с 2021 года в должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию Ермашкевич Елена Брониславовна.
Среди личных наград следует отметить наиболее важные:
2007 г. – 3 место на Республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и учащейся молодёжи» за организацию работы военно-патриотического лагеря «Усовец», в том числе интернациональных смен (заместитель директора школы по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б.).
2014 – директор школы Ковшик Ирина Иосифовна, заместитель директор по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б. награждены юбилейной медалью «70 лет Гродненской пограничной группе».
2017 – заместитель директор по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б. награждена нагрудным знаком отличия «За дапамогу пагранічным войскам».
04.05.2018 г. – директор школы Ковшик Ирина Иосифовна награждена нагрудным знаком «25 лет Институту пограничной службы РБ».
2018 – директор школы Ковшик Ирина Иосифовна, заместитель директора по учебной работе Бирюкова Екатерина Васильевна награждены юбилейными медалями «100 лет Вооруженным Силам Республики Беларусь».
2018 – директор школы Ковшик Ирина Иосифовна и заместитель директора по учебной работе Бирюкова Екатерина Васильевна, Ермашкевич Елена Брониславовна награждены юбилейными медалями «100 лет органам пограничной службы Беларуси».
2021 – 1 место на областном этапе республиканского конкурса «Гордимся прошлым и работаем для будущего» (Ермашкевич Е.Б., заместитель директора по воспитательной работе).
2022 - директор школы Ковшик Ирина Иосифовна награждена нагрудным знаком «За дапамогу органам пагранічнай службы».
Возвращаясь к страницам истории учреждения образования, в далеком 1978 году учебно-воспитательный процесс осуществляли 150 педагогов, имевших высшее образование и достаточный стаж практической работы. Директором школы был опытный педагог, энергичный и деятельный, способный воплощать в жизнь многие проекты Вершенко Владимир Владимирович. Нельзя не вспомнить тех педагогов, ветеранов педагогического труда, которые писали страницы школьной летописи. Среди них Любовь Дмитриевна Петракова, заслеженный учитель БССР, Заневская Нелли Казимировна и Доморацкая Ираида Павловна – отличники народного просвещения БССР, Разумовская Анна Ивановна – старший учитель, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Лапинская Татьяна Фоминична – кавалер ордена Трудовой Славы. Восемь педагогов были награждены за сравнительно короткое время Почетной Грамотой Министерства Просвещения БССР. Не без гордости называем и тех, которые в стенах школы росли как молодые специалисты, совершенствуя свое мастерство с годами, ныне являются руководителями отраслевых структур системы образования: Можджер Регина Ивановна, Акимова (Санько) Елена Петрова.
Доблестную эстафету с многочисленными победами и заслугами на поприще образования в 1991 году в качестве директора школы принял Мартён Дмитрий Дмитриевич, который возглавлял учреждение образование 21 год.
Бережно сохранялись традиции, росли новые, совершенствуя своё мастерство педагоги, которые выводили школу на новые рубежи.
В настоящее время примеры учителей-тружеников, профессионалов, ветеранов школы вдохновляют коллектив СШ №3 на плодотворный труд в деле воспитания человека новой эпохи, формирования у него прочных знаний, умений и навыков по всем учебным дисциплинам.
В свое время выдающийся культуролог 20-го века, академик Д.С. Лихачев говорил: «Человек, обладающий разумом и знаниями, – единственная надежда на спасение жизни на Земле». А «надежда» эта растёт и «воспитывается» прежде всего в школе. Именно школа даёт человеку багаж знаний, способный обеспечить реализацию его разумного начала, творческого потенциала личности в разных сферах жизнедеятельности. Ни одна школа, однако, не может заявить о себе как о гуманитарном, современном, новом учреждении, соответствующим тенденциями времени, если она, ограничивается лишь передачей учащимся знаний и не развивает в них способности самостоятельно действовать, принимать важные решения, не учит их развивать собственную уникальность личности.
Поэтому государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно» стремится к обеспечению современного качества образования, повышению его эффективности в соответствии с актуальными, перспективными потребностями личности, общества и государства в целом.
На протяжении многих лет в учреждении образования сложился коллектив единомышленников, учителей-профессионалов с разным стажем и опытом работы, которых объединяет одна цель: повышать качество обученности учащихся через систему работы по развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся, содействовать их личностному становлению как гражданина и патриота, профессионала-труженика, ответственного семьянина.
Это и есть цель педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности.
Преподавание учебных дисциплин в учреждении образования обеспечивает 16 учителей второй квалификационной категории, 33 – первой, 34 высшей и один учитель-методист (Садомцева Вероника Мечиславовна). Есть, правда, учителя, не имеющие квалификационной категории, молодые специалисты, которые еще приобретают опыт, ищут свои формы и методы преподавания предмета. Многие учителя являются по-настоящему профессионалами в преподавании своих предметов, владеют комплексом знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих им эффективно управлять учебной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. К числу таких учителей относятся Телеш Анастасия Андреевна, Давыдик Светлана Евгеньевна, Бобровская Светлана Ивановна, Парфенчик Тамара Николаевна, Лапатей Валентина Иосифовна, Маскевич Раиса Антоновна, Григорьева Светлана Васильевна, Яскевич Лариса Васильевна, Попко Андрей Здиславович, Дикевич Татьяна Петровна, Роговская Юлия Александровна.
Для этих учителей педагогика – не только сфера реализации своей профессиональной деятельности, суть которой – передавать знания, это еще и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Именно поэтому аспект работы с категорией высокомотивированных учащихся в последние годы в учреждении образования «Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно» приобретает особую значимость.
Целенаправленная работа по выявлению высокомотивированных учащихся и организация работы с ними даёт свои плоды, в первую очередь, демонстрируя успешную динамику в олимпиадном движении, в научно-практических конференциях разного уровня, в творческих конкурсах. О результативности работы с одаренными учащимися говорят многочисленные награды, грамоты и дипломы. Значительной победой стал успешный старт в олимпиадном движении в 2017 году Таврель Елизаветы, учащейся 11 класса, которая, успешно пройдя все этапы республиканской олимпиады по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», получила диплом III степени на заключительном этапе.
Эстафету по этим предметам в 2019 году приняла учащаяся 9 класса Пилецкая Марта, которая 3 года подряд на протяжении обучения в школе была обладателем диплома I степени на областном этапе Республиканской олимпиады и 2 года – дипломы II и III степени на заключительном этапе. Педагогическое сопровождение этих учащихся осуществляла учитель белорусского языка и литературы Телеш А.А. высококвалифицированный специалист, профессионал, учитель-ветеран, педагогический стаж которого составляет на сегодняшний день 44 года.
Высоких достижений в области работы с высокомотивированными учащимися достигает учитель-методист Садомцева В.М.. Ее учащиеся – ежегодные победители районного и областных этапов Республиканской олимпиады по учебному предмету «География», а в 2021 году учащийся 11 класса Мешков Максим получил диплом III степени на заключительном этапе.
Научно-практические конференции, участие в которых обеспечивают учителя Колбик С.Ч., Телеш А.А., Роговская Ю.А., Яскевич Л.В., Нарбут А.И. и Давыдик С.Е., позволяет расширить диапазон знаний и интеллектуальные возможности учащихся, ощущать им свою значимость как личности, способной к познанию и открытию нового.
Говоря о наиболее значимых личных достижениях учителей школы можно отметить следующие:
2021 – директор школы Ковшик Ирина Иосифовна удостоена почетного звания «Отличник образования Республики Беларусь».
2021 – Диплом 2 степени на XIX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (учитель Рукша А.В.).
2019 – Диплом 3 степени на 18 Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (заместитель директора школы по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б., Яскевич Л.В., учитель истории, педагог дополнительного образования).
2018 – заместитель директор по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б. награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
2007 г. – учитель физической культуры Китляр Наталья Дмитриевна заняла 1 место районном этапе республиканского конкурса педагогического мастерства.
Как следствие целенаправленной работы по обеспечению качества знаний учащихся, внедрения актуальных форм и методов организации учащихся в воспитательном процессе, взаимодействия учреждения образования с родительской общественностью и воинами-пограничниками по итогам 2019 года коллектив учреждения образования занял 2 место в рейтинге учреждений образования г. Гродно.
В период с 1979 по 2012 год школа имела статус учреждения образования с музыкально-хоровым уклоном. Именно в этом учреждении образования со дня его основания и по сей день учащиеся хоровому, вокальному, инструментальному и танцевальному мастерству. «Калейдоскоп», «Росинка», «Свiтанак», «Светач», «Акварель», «Талисман»… Уже много лет названия этих детских образцовых коллективов на слуху у гродненцев. В школе 24 творческих коллектива, семь из которых носят звание «Образцовый самодеятельный коллектив». Пожалуй, это одна из немногих школ Республики Беларусь, которая может гордиться такими достижениями.
Ежегодно творческие коллективы принимают активное участие в смотрах, концертах и мероприятиях различных уровней. Более половины из них проводятся вне школы для ветеранов войны и труда, пожилых граждан Октябрьского района г. Гродно, жителей города Гродно и Гродненской области, военнослужащих Гродненской пограничной группы и др.
Работа с музыкально-одарёнными учащимися в учреждении образования ведется в плане развития учебно-познавательных, коммуникативных, личностных, информационных, музыкально-исполнительских, музыкально-творческих компетенций через: участие в Декадах юного музыканта и любителей музыки, творческих конкурсах и фестивалях, концертной деятельности и мероприятиях шестого школьного дня и, конечно же, в творческих фестивалях и конкурсах различных уровней. И всё это благодаря целенаправленной работе следующих педагогических работников: Гаврусик С.К., Дейкало И.Д., Бирюковой Е.В., Галась С.А., Карпейчик А.И., Конопко Т.В., Лещинской Т.В., Матейко Д.Ф., Матейко Е.А., Озимко И.В., Санько Л.Н., Северин В.М., Таврель Т.С., Якуш С.К., Ярмолович С.А.
В период с 2017 по 2023 год коллективы и индивидуальные исполнители стали участниками и победителями 185 конкурсов и фестивалей. Самые значимые из них:
- республиканские конкурсы «Радость моя», в рамках Республиканского фестиваля современной христианской культуры «Благовест» (г.Минск), «Хрустальная лира» (г.Минск), «ЛьВёнок» (г.Лида), «Хрустальный василёк» (г.Минск), фестиваль-конкурс танца «Я танцую» (г.Минск), «Новые имена» (Национальный детский оздоровительный центр «Зубрёнок»), детского творчества «Здравствуй, мир!» (г.Минск), хорового творчества «Спяваем разам» (г.Минск), «Музыка с нами» (г.Минск), «Музыкальный Мир» (г.Мир);
- областные фестивали-конкурсы «Таленты Прынямоння» (г.Гродно), «Масты надзей» (г.Мосты), «Шанс» (а.г. Поречье), «Вянок дружбы» (г.Гродно), смотры-конкурсы оркестровых коллективов (г.Гродно), народной музыки «Зайграйце, музыкi!» (г.Лида, 2022), «Музыкальный экспромт» (а.г.Обухово);
- городские конкурсы «Лучшая песня о матери…», «Сем вясёлкавых нот», «История страны в песнях» и др.
Кроме того, образцовый ансамбль эстрадного танца «Калейдоскоп» - победитель фестивалей «Танцевальная планета» (г.Гродно), Открытого чемпионата Гродненской области по современным танцам и чирлидингу (г.Гродно), конкурса «Огонь танца» (г.Витебск) и др.
Концертная деятельность школы широко известна. Семинары, конференции, торжественные концерты в г. Гродно часто проходят с участием коллективов. И выступления по заявкам учреждений и организаций – дело для юных талантов привычное.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Удивительно, но юные таланты способны не только на творчество. Они успешно учатся, многие из них хорошие спортсмены!
Все педагоги сходятся в одном: дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других учеников школы. Они более организованны, интересны, коммуникабельны, ответственны. Школа вовсе не ставит перед собой задачу сделать из них звезд. Школа помогает каждому ребёнку развиться всесторонне. Поэтому педагоги активно работают на то, чтобы ребенок получил качественное музыкальное образование и в будущем, возможно, связал с музыкой свою профессию.
Ежегодно по окончании II и III ступени общего среднего образования выпускники поступают и продолжают музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях. За период с 1978 по 2022 музыкальное образование получило более 3000 учащихся, и сегодня выпускники школы работают в детских музыкальных школах, школах искусств, колледжах и высших учебных заведениях страны, во дворцах детского творчества и молодёжного творчества, в театрах, военных и эстрадных оркестрах в ансамблях и хоровых коллективах. Среди выпускников не только педагоги, но и руководители музыкальных школ и школ искусств.
Мы гордимся своими выпускниками среди которых Глазунова Татьяна (солистка оркестра под руководством Михаила Финберга), Омельченко (Лучина) Юлия (директор ГУО «Детская музыкальная школа искусств № 2 г.Гродно»), Ребрина Наталья Александровна (директор ГУО «Детская музыкальная школа искусств № 1 имени Ю.В.Семеняко г.Гродно»), Климуть (Суббота) Елена (директор ГУК «Волковысский районный Центр культуры и народного творчества»), Евгений Якуш (шоумен, балетмейстер, руководитель коллектива «Балет Евгения Якуша», хореограф учреждения культуры «Гродненской областной драматический театр»), Викунья-Арриетта (Малышко) Наталья Антоновна, Стрекалова (Калоша) Светлана Николаевна и Ярошевич Андрей Тадеушевич – преподаватели ГУО «Гродненский колледж искусств»), Чарнецкий Ростислав, Улейчик Александр, Двожинская Виктория, Омельченко Ульяна – победители множества вокальных конкурсов и многие другие.
Таким образом, очевидно, что за профессиональным ростом, утверждением учащихся в самостоятельной жизни, за каждой грамотой или дипломом – стоит труд, воплощающий творческий союз учителя и ученика, ибо свою задачу каждый учитель видит в том, чтобы зажечь в душе своего ученика огонек творчества, разумного подхода к учёбе как к труду, вселить в него веру в своё индивидуальное начало – и успех в той или иной степени будет обеспечен. А успех каждого их них – это успех учреждения образования.
Школа по праву может гордиться своими выпускниками, которые самоутвердились в жизни как личности, профессионалы на своих рабочих местах, настоящие граждане-созидатели суверенной Республики Беларусь. Примечательно, что выпускники знают и помнят: путевку в жизнь им дала родная средняя школа № 3.
На современном этапе педагогический и ученический коллективы в стадии стабильности и развития, в творческом поиске новых форм и методов организации образовательного процесса, направленного на формирование человека, личности будущего. Коллектив видит смысл своей дальнейшей работы в совершенствовании системы обучения и воспитания, которое должно осуществляться как постоянный, непрерывный процесс, как органическая часть комплексного воспитания личности человека-творца и созидателя.
Как заключительный аккорд с прицелом на будущее звучат поэтические строки, посвящённые школе, её директора школы Ковшик Ирины Иосифовны:
Стареем мы – ты старости не знаешь:
Здесь юности задора нет конца,
Одних звонком последним провожаешь,
Других ребят встречаешь у крыльца.
Пусть будет так всегда,
И я тебе желаю, Школа,
Растить умы и согревать сердца.