РУС БЕЛ ENG

Школа Активного Гражданина 2022/2023

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

25.05.2023
«Гордость за Беларусь. Итоги»
развернуть

Занятие проводилось в форме адаптированной интерактивной викторины "Своя игра", которая вызвала интерес учащихся и дала возможность активно проявить себя в увлекательной деятельности, используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта "ШАГ" в 2021/2022 и 2022/2023 учебном году.

Каждый учащийся после успешно организованного и проведенного воспитательного мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта "Школа Активного Гражданина" почувствовал себя ответственным гражданином своей страны, от которого зависит ее будущее.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

23.03.2023
«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве)
развернуть

Тема: «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

23.03.2023 проведен информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII-XI классов школы.
Тема: «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков:
«Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны»;
«Развитие жилищного строительства в Беларуси»;
«Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».
В фокусе обсуждения: строительно-промышленный комплекс, современные строительные материалы, цифровизация строительной отрасли, повышение престижа рабочих профессий, подготовка специалистов для строительной отрасли, социальная и жилищная политика, города-спутники, качественное и доступное жилье, архитектура населенных пунктов, строительство социальных объектов.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».
Учащимся предложено организовать просветительские беседы-презентации с учащимися младших классов об энерго- и водосбережении, пользе раздельного сбора мусора.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

23.02.2023
"Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего (обеспечение энергобезопасности страны)"
развернуть

23 февраля 2023 года в школе прошёл информационно- образовательный проект "ШАГ" - "Школа Активного Гражданина": "Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего (обеспечение энергобезопасности страны)".
В ходе мероприятия была организована диалоговая площадка с учащимися школы. Ребята задавали вопросы о возобновляемых и невозобновляемых ресурсах, альтернативных источниках энергии, о функционировании Белорусской АЭС. Будущих выпускников интересовали особенности вступительной кампании 2023 года.
Встреча оставила неизгладимые впечатления и положительные эмоции у всех участников мероприятия.

ШАГ 1. Мы узнаём.
Энергетика – одна из основных отраслей национальной экономики Республики Беларусь. Сегодня энергетическая система Беларуси – стабильно работающий технологический комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией.
Энергия является не только необходимым помощником в нашей жизни, но и источником все возрастающих серьезных проблем. Энергопотребление влияет на окружающую среду. Эффективное использование энергии в промышленности и быту, её экономия являются ключом к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, стимулом для развития экономики.

ШАГ 2. Мы размышляем.
Ребята задавали вопросы о возобновляемых и невозобновляемых ресурсах, альтернативных источниках энергии, о функционировании Белорусской АЭС.

ШАГ 3. Мы действуем.
Наша школа постоянно проводит мероприятия по экономии и рациональному использованию электроэнергии: бережём электричество и воду, сортируем мусор, сдаём макулатуру и крышечки для их вторичного использования, участвовали в конкурсе «Беларусь – энергоэффективная», дежурные по школе регулярно информируют учащихся об экономии энергоресурсов. 

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

26.01.2023
Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом)
развернуть

26.01. 2023 для учащихся 8-11 классов прошёл единый день информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» на тему: Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом).

В целях визуализации данной информации мы использовали  мультимедийную презентацию, подготовленной Национальным институтом образования, видеоматериалы.

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-X классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
1. «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»;
2. «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»;
3. «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».

На заключительном этапе, мы закрепил материал адним из главных вопросов: «Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора и что мы можем сделать для развития ?»

С помощью гаджетов посетили сайты и просмотрели видео обзоры.
Так же учащимся было предложено:

1.  Стать участником:
в составлении «Хит-парада из 10 открытий XXI века»;
конкурса рисунков «Мир науки глазами детей»;
республиканской недели технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее»;

2. Обдумать и предложить 5 идей для участия в конкурсах: 
научно-технического творчества учащихся Союзного  Государства «Таланты XXI века».

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

22.12.2022
«Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)
развернуть

Тема: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)

22 декабря 2022 года для учащихся VIII-XI классов прошел единый день информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» на тему: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

«Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»;

«Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»;

«Историческая память – связь времен и поколений».

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»

Обсуждение первого информационного блока было посвящено организации поисковой и исследовательской деятельности организованной в нашей стране и в частности в различных учреждениях образования с целью сохранения исторической правды о подвиге и трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Модераторы в каждом классном коллективе подчеркнули, что на сегодняшний день в учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования), в которых занимается более 4000 учащихся. Основными направлениями работы поисковых объединений являются изучение и исследование истории малой родины на основе местного краеведческого материала, поиск и увековечение имен погибших в годы Великой Отечественной войны, установление контактов с родственниками участников военных событий, благоустройство территорий мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских и индивидуальных могил.

Также в рамках обсуждения данного информационного блока особое внимание было уделено знакомству учащихся с работой сетевых платформ деятельность которых способствует установлению имен, судеб и мест захоронений воинов, погибших в разные военные периоды.  Среди которых можно выделить сайты «ОБД-мемориал», «Подвиг народа», где содержится исчерпывающая информация о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)» стали:

  • Согласны ли вы с тем, что «война не окончена, пока не захоронен последний солдат»?
  • В учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования). В чем заключается их деятельность? Какую работу они проводят?

В фокусе обсуждения: историческая память, геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, объективное представление о вкладе белорусского народа в великую Победу, государственные документы Республики Беларусь, увековечение памяти погибших при защите Отечества, сохранение памяти о жертвах войн, реликвии военных лет, патриотические клубы, поисково-исследовательская работа по изучению истории малой родины, высокая социальная активность, гражданская ответственность, духовность, чувство гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины.

Блок: «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторы и учащиеся из числа инициативных групп обратили внимание участников проекта на то, насколько важен процесс увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны, которая в свою очередь является основой культурно-исторической политики в стране.

 В рамках вступительного слова модераторы отметили, что долг каждого гражданина – чтить память предков, быть им благодарными за защиту и заботу о нас, потомках. Ведь для того, чтобы мы жили сегодня, они гибли в боях с жестоким врагом-захватчиком. Мы не должны забывать их бессмертный подвиг и величайшую жертву ради нашего светлого будущего.

В ходе знакомства с содержанием данного информационного блока ребятам была представлена государственная программа Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021-2025 годы, которая была разработана с целью сохранения памяти о погибших при защите Отечества и о жертвах войн, а ее реализация способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.

В завершении обсуждения второго информационного блока спикеры обратили внимание учащихся на то, что в каждом регионе Беларуси есть места, которые должен посетить каждый в Год исторической памяти. Вспомнить и преклонить колени. В Беларуси, где в кровавые годы погиб каждый третий, памятные места, связанные с периодом Великой Отечественной войны, поистине святые. Среди них можно выделить: Доты «Линии Молотова», Брестская крепость-герой, Урочище Хованщина, Хатынь, экспозиция «Музей еврейского сопротивления», Музей истории Великой Отечественной войны, Мемориальный комплекс «Шуневка», Тростенец, мемориальные комплексы «Прорыв», Буйничское поле, Борки, Красный Берег (мемориальный комплекс «Детям – жертвам ВОВ»)

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» стали:

  • Какова, по вашему мнению, роль государства в увековечивании памяти выдающихся белорусов, памяти о Великой Отечественной войне?
  • Как и когда начала формироваться летопись народной памяти о событиях Великой Отечественной войны?
  • Какими событиями был наполнен этот год – Год исторической памяти?

В фокусе обсуждения: Год исторической памяти, увековечивание памяти выдающихся белорусов, героическое наследие как важнейшая составляющая исторической памяти, летопись народной памяти о событиях Великой Отечественной войны, экспозиции музея истории Великой Отечественной войны, ценностное отношение к историческому прошлому нашей страны, гражданская позиция, чувство принадлежности к героической истории своего народа.

Блок: «Историческая память – связь времен и поколений»

В чем особенность года исторической памяти? На этот вопрос в начале обсуждения заключительного информационного блока предложили ответить учащимся модераторы в каждом классном коллективе.

В ходе обсуждения вышеназванного вопроса спикеры подчеркнули, что сегодня молодое поколение не только плодотворно участвует в развитии государства, проявляет инициативу на региональном и республиканском уровнях, но и активно вовлечено в проекты, реализуемые молодежными общественными объединениями Беларуси. Среди данных проектов можно выделить белорусско-российский патриотический проект «Поезд Памяти», военно-патриотическую игру «Орленок», праздник «Молодежная столица Республики Беларусь – 2022», патриотическую всебелорусскую акцию «Мы – граждане Беларуси!» и гражданско-патриотический марафон «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!», информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» и республиканскую межконфессиональную акцию «Восстановление святынь. Нас объединяют история и вера», а также такие гражданско-патриотические мероприятия, как многоступенчатый патриотический проект «Цветы Великой Победы», социально-творческая акция «Послание ветерану», патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним», походы студентов и преподавателей по местам боевой и трудовой славы белорусского народа.

Необходимо подчеркнуть, что знакомство ребят с данными проектами способствовало пониманию той работы которая проводится в нашей стране для сохранения и популяризации у молодежи примеров героического прошлого народа, чувства гордости за свою страну, уважения к истории своей страны.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Историческая память – связь времен и поколений» стали:

  • Какой из графических символов Года исторической памяти выбрали бы для своего региона?
  • Если мы будем смотреть на нашу историю, лишь как на прошлое, мы никогда не построим будущего. Прочный фундамент заложили наши предки. А историю будущего писать вам. Какой она будет, ваша история, зависит от вас. Как вы думаете, какие качества должны быть присущи создателям будущей белорусской истории?
  • В Беларуси проходили и проходят молодежные республиканские акции «Беларусь помнит», «Их подвиг в памяти потомков сохраним», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Цифровая звезда», «Горжусь подвигом ветерана-земляка», «Листая страницы семейного альбома» и многие другие. Как вы думаете, насколько важны такие акции для вас, молодого поколения нашей страны?
  • Расскажите, какая работа проводится по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и по сохранению памяти о жертвах войны в ваших регионах.

ШАГ 3 «Мы действуем»

В рамках данного этапа учащимися  было принято решение организовать активное участие учащихся в акциях по благоустройству памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях; совершить маршруты шестого школьного дня и выходного дня по памятным местам столицы или своего региона, связанным с геноцидом жителей Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

24.11.2022
«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений)
развернуть

24 ноября для учащихся VIII–XI классов  прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме  «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений).

Ноябрьская встреча в рамках реализации республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 24.11.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений).

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

1. «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны».

2. «Беларусь – страна большой химии»;

3. «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».

Обсуждение тематических блоков для учащихся VIII-XI классов было организовано в каждом коллективе, в рамках работы диалоговых площадок, где функции модератора выполнял классный руководитель.

В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории, обществоведения, географии.

Задача, которая стояла перед модераторами и членами информационных групп заключалась в том, чтобы познакомить и напомнить учащимся о достижениях отечественной промышленности, а также сконцентрировать внимание на таких отраслях как машиностроение и нефтехимическая промышленность, которые по праву считаются фундаментом всего промышленного комплекса. Куда на сегодняшний день входят десятки успешных предприятий, продукция которых успешна и востребована не только региональном рынке, но и далеко за пределами нашей страны.

Для подготовки модераторов и инициативных групп в классных коллективах (24.11.2022), а также последующего закрепления актуализированного материала среди учащихся использовались следующие информационные материалы, с которыми предлагаем познакомиться и вам:

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны»

В начале обсуждения первого информационного блока модераторы напомнили учащимся, что в Беларуси сегодня функционируют сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все они являются частью машиностроительной отрасли Республики Беларусь.

Ребята узнали, что в производственной линейке данных предприятий - десятки тысяч наименований различной продукции: от микросхем до самых больших в мире карьерных самосвалов, а также что белорусское машиностроение обеспечивает качественную работу таких отраслей экономики, как энергетика, строительство, транспорт, агропромышленный комплекс.

В заключении обсуждения ребята узнали какую большую роль играют заводы как в развитии страны в целом, так и в региональной экономике, в части обеспечения занятости населения, являясь во многих случаях градообразующими организациями, а также что предприятия машиностроительного комплекса ведут активную работу по завоеванию новых рынков сбыта, созданию инновационных продуктов, техническому перевооружению и модернизации производств, повышению качества и конкурентоспособности отечественной техники.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны» стали:

Качественную работу каких отраслей экономики обеспечивает белорусское машиностроение?

Какие машиностроительные предприятия работают в вашем регионе, какую продукцию они выпускают?

Как вы думаете, в чем главное преимущество продукции белорусского машиностроения?

Назовите, какая новая отрасль машиностроения активно развивается в Беларуси. Почему?

Какие экологичные виды транспорта производятся в Беларуси? Почему, на ваш взгляд, в стране взят курс на производство именного данного вида транспорта?

Блок: «Беларусь – страна большой химии»

В начале обсуждения данного информационного блока модератор и иные спикеры подчеркнули, что сегодня для Беларуси химическая промышленность – важнейший сектор экономики, благодаря которому успешно функционируют другие отрасли хозяйственного комплекса, обеспечивается экономическая безопасность, обороноспособность, а в итоге – устойчивое развитие страны и достойный уровень жизни населения.

Члены информационных групп с помощью подготовленной мультимедийной презентации познакомили одноклассников с крупнейшими нефтехимическими предприятиями Республики Беларусь, которые осуществляют производство кокса, продуктов нефтепереработки, химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, объединяет концерн «Белнефтехим».

Внимание ребят было также акцентировано на том, что в состав концерна, данные предприятия формируют около 20% промышленной продукции Беларуси и производят более 500 видов нефтехимической и химической продукции, в частности нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения, шины, химические волокна, которые соответствуют мировым стандартам качества и пользуется широким спросом: более 65% поставляется на внешние рынки, в числе потребителей без малого около 40 стран мира. И за последние годы объемы производства только возросли.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Беларусь – страна большой химии» стали:

В Минске 20-22 сентября 2022 года прошла выставка «Химия. Нефть и газ», также крупнейшие белорусские предприятия нефтехимической отрасли приняли участие в 25-й международной выставке химической промышленности и науки «Химия», которая прошла в Москве 31 октября -3 ноября 2022. Как вы считаете, что дают такие форумы?

Как вы считаете, почему ежегодно обновляется перечень специальностей по подготовке специалистов-химиков в учреждениях образования? Аргументируйте ответ.

Можно ли сказать, что импортозамещение является важным фактором обеспечения геополитической безопасности Республики Беларусь?

Какие виды инновационной продукции нефтехимической отрасли позволяют судить о Беларуси как высокотехнологичном государстве?

Как вы думаете, какова роль химической промышленности в сохранении окружающей среды?

Блок: «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь»

Последний информационный блок ноябрьской сессии проекта «Школа активного гражданина» был посвящен знакомству с важнейшим для экономики страны предприятием и национальным достоянием – ОАО «Беларуськалий», одним из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире. По данным Международной ассоциации производителей удобрений, на его долю приходится пятая часть мирового объема выпуска калийных удобрений. Белорусский калий сегодня знают в странах Европы, Америки, Азии и Африки.

Учащиеся в беседе с модераторами узнали, что калийные соли – основное минеральное богатство нашей страны и важнейший экспортный товар. Они залегают в Припятском прогибе и связаны с нижней и верхней солевыми толщами верхнего девона. Основные месторождения калийной соли в нашей стране – Старобинское (запасы – 2,7 млрд тонн), Петриковское (1,28 млрд тонн) и Октябрьское (637,2 млн тонн). Общие промышленные запасы калийных солей составляют более 5 млрд тонн, и по этому показателю Беларусь занимает третье место в мире после Канады и России.

В заключении обсуждения данного вопроса модераторами в классных коллективах было подчеркнуто, что Беларуськалий — современное динамично развивающееся предприятие с многолетним опытом добычи руды и переработки калийных солей. За относительно небольшой промежуток времени компания прошла путь от первого шахтного копра до крупной горно-химической корпорации с собственными уникальными технологиями, инновационными продуктами и научно-производственным кластером. 

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь» стали:

Что в Беларуси называют красным золотом химической промышленности? Как вы думаете почему?

Почему развитие производства калийных удобрений в Беларуси оказывает определяющее влияние на развитие всех остальных видов хозяйственной деятельности людей?

Как используют природные калийные соли в современной медицине?

Специалисты каких профессий востребованы в калийной промышленности? Где их готовят?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам ноябрьской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было предложено принять активное участие в составлении ТОП-5 достижений в промышленности Гродненской области.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

28.10.2022
Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации)
развернуть

Тема: Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации).

Тема: Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Классный руководитель ознакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

«Государственная система правовой информации»;

«По страницам Детского правового сайта mir.pravo.by».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Государственная система правовой информации»

Конституцией Республики Беларусь (статья 34) гражданам гарантировано право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Государственная система правовой информации объединяет государственные органы и организации, разрабатывающие правовые акты, а также создает необходимые условия по их доведению до всех заинтересованных через разработку информационных технологий и формирование информационно-правовых ресурсов.

 

Вопросы для обсуждения:

- Согласны ли вы с утверждением «Право – неотъемлемая часть нашей жизни»? Аргументируйте свой ответ.

- Что представляет собой государственная система правовой информации?

- Как вы думаете, почему государственная система правовой информации является важнейшим инструментом устойчивого развития независимой Беларуси?

- Какая организация занимается ведением ресурсов государственной системы правовой информации?

- С какой целью Центром разработана информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE»? Какая информация в ней содержится?

- Более 20 лет назад Национальный центр правовой информации выступил инициатором создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. В настоящее время в республике открыто 628 таких центров. Как вы думаете, почему публичные центры правовой информации организованы именно на базе общедоступных библиотек?

 

Блок «По страницам Детского правового сайта mir.pravo.by»

 

Для правового просвещения детей и подростков НЦПИ с 2008 года ведет специализированный ресурс – Детский правовой сайт (далее – ДПС). Ресурс содержит игровые, текстовые, графические и видеоматериалы правовой тематики.

Детский правовой сайт разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для того, чтобы помочь детям и подросткам получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.

 

Предложены вопросы для обсуждения:

- Знаете ли вы, на каком сайте дети и подростки, родители и учителя могут получить правовую информацию?

- Когда и с какой целью создан Детский правовой сайт?

- Как вы думаете, нужен ли правовой сайт детям? Аргументируйте ответ.

Педагог предлагает учащимся познакомиться с главной страницей сайта и его основными разделами (компьютер с выходом в интернет).

На Детском правовом сайте предоставлена возможность получения свободного доступа к тематическому банку данных «Мир права», который содержит основные законодательные акты, касающиеся прав детей в нашей стране. Приходилось ли вам пользоваться этим банком данных?

- Какую информацию можно найти в информационно-тематическом разделе Детского правового сайта «Правовая библиотека»?

- Ответы на какие вопросы можно получить в разделе Детского правового сайта «Полезная информация»?

- Какой информацией с этого сайта вы уже пользовались?

- Если кто-либо из вас принимал участие в играх, викторинах и конкурсах сайта, поделитесь своими впечатлениями.

На ресурсе внедрены правовые сервисы, где при помощи обратной связи есть возможность задать вопрос редактору сайта или перейти на Правовой форум Беларуси, в раздел «Правовое консультирование несовершеннолетних», посетить «Виртуальную приемную» Национальной комиссии по правам ребенка и задать вопрос медиатору. Как вы считаете, насколько эти сервисы актуальны для современных детей и подростков?

В рамках ежегодной акции «Мы – граждане Беларуси» 14-летним юношам и девушкам торжественно вручают паспорта граждан Республики Беларусь и подарочное издание «Я – гражданин Республики Беларусь». В этой книге есть электронное приложение «Я и Закон», в котором можно найти ответы на самые разные вопросы из области права:

С какого возраста и как можно стать бизнесменом?

Как получить водительское удостоверение несовершеннолетнему?

Как разрешать конфликты в школе?

Можно ли подростку находиться на улице в ночное время суток (с 23 до 6 часов)?

Как устроиться на работу подростку?

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетнего?

Учащимся предложилось зайти в электронное приложение «Я и Закон» и познакомиться с информацией, которая представлена в разделе «Доступно о правах». Зайти в электронное приложение можно с помощью QR-кода на с. 168 подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (2021).

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

Подведение итогов.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

22.09.2022
«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»
развернуть

Тема: «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»

В фокусе обсуждения сегодня следующие направления: патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважение к истории и чувство товарищества, мир и дружба как вечные ценности, осознание ценности Победы, историческая правда, историческая память, преемственность поколений, гордость за свою страну, за людей, добившихся успехов в различных сферах деятельности, мотивация личностного роста у подростков, профессиональная ориентация, активная жизненная позиция, трудовые каникулы.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков:

Информационный блок «Один маршрут – общая память» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь).
Информационный блок «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» (трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, акция «Шаг к успеху»).

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Один маршрут – общая память»
На церемонии возложения венков в мемориальном комплексе «Курган Славы» Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «…Пришло время молодежи принимать эстафету у старших поколений и поддерживать Вечный огонь этой памяти. Поддерживать ради мира на нашей земле. Сегодня здесь много молодых людей, в том числе юных белорусов и россиян, которые прибыли в Минск на Поезде Памяти. Это очень важно, чтобы вы общались, дружили, берегли честь и славу поколения победителей вместе. Потому что легко не будет. Наши недруги давно живут идеей стереть, а нам всем очень важно в этой ситуации сохранить эту память о Великой Победе, не дать её стереть из нашей памяти. Переступив через все нравственные принципы и моральные преграды, они сегодня не только отрицают Хатынь, Бабий Яр и блокаду Ленинграда — они готовы предать забвению трагедию своих народов, вычеркнув из истории Бухенвальд, Освенцим, Майданек. Что мы можем этому противопоставить? Только правду, суровую и жестокую правду истории. И бороться за эту правду».

Ребятам были предложены вопросы для обсуждения:

Недавно вы были участниками единого урока, посвященного Дню народного единства, на котором рассмотрели, в чем состоит суть этого праздника, поговорили о традициях, добрых, уважительных отношениях между людьми разных поколений, национальностей и вероисповеданий в нашей стране.

Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, что «пришло время молодежи принимать эстафету у старших поколений и поддерживать Вечный огонь этой памяти»?

Как вы считаете, какова основная идея (цель) проекта «Поезд Памяти»?

Кто являлся инициатором и участниками этого проекта? В чем его особенности?

Для осуществления проекта выбран маршрут Брест – Гродно – Витебск – Смоленск – Ржев – Вязьма – Кубинка – Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Псков – Орша – Могилев – Гомель – Минск; проект соединяет две даты: 22 июня и 3 июля. Как вы думаете, с чем это связано?

Какой маршрут могли бы предложить вы для продолжения проекта?

Что на вас произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом? Чем запомнился данный проект?

Как вы думаете, насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны?

Блок «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».

Первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов отметил: «Работа, которая проводится всей нашей общественностью в летний период, направлена на то, чтобы уделить необходимое внимание нашим детям, которые традиционно летом находятся в местах отдыха. Речь идет о санаториях, профилакториях и летних лагерях. ... Сама молодежь инициировала приглашать на встречи лидеров общественных мнений. Герои нашей страны могут поделиться опытом своего личностного роста, становления. Эта форма работы позволяет общественным объединениям стать проводниками гражданско-патриотического воспитания. А молодым людям позволяет определиться с их профессиональной ориентацией…

Мы будем достигать этого через призму личного успеха каждого из наших героев, которые будут посещать те или иные места детского оздоровительного отдыха. Они проводят беседы с молодежью в возрасте от 13 до 17 лет. Как правило, это первые или вторые отряды в летних лагерях. Мы не ставим никаких рамок в общении и стараемся сделать обстановку максимально неформальной и раскрепощенной. Это позволяет детям узнать, как стать выдающимся ученым, спортсменом или деятелем искусств».

В данном блоке обсудили с учащимися данные вопросы:

  1. Расскажите, как вы обычно проводите свои каникулы.
  2. В рамках республиканской информационно-просветительской акции «Шаг к успеху» нынешним летом у ребят, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях и санаториях, была возможность пообщаться с людьми, которые добились успеха в различных сферах деятельности (культуре, спорте, образовании, охране правопорядка, журналистике, бизнесе и многих других). Как вы считаете, какова цель данной акции?
  3. Согласны ли вы с мнением, что «…личностный успех – это одно из слагаемых успешного развития белорусского государства»? Аргументируйте ответ.
  4. Если кто-либо из вас отдыхал в оздоровительных загородных учреждениях, где проводилась акция, расскажите, что на вас произвело особое впечатление.
  5. Поделитесь свои мнением, как сделать летние каникулы по-настоящему интересными.
  6. Многие ребята предпочитают в период летних каникул работать. Какие возможности предоставляются подросткам для работы во время каникул? Кем может работать подросток?
  7. Как вы думаете, почему среди молодежи в каникулярное время популярны стройотряды?

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

В ходе реализации ШАГа 3 подвели итоги: насколько актуальна оказалась тема сегодняшнего разговора для учащихся; какими возможностями, предоставляемыми государством учащимся, воспользовались ребята в период летних каникул.

свернуть