Цель родительского университета – повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей. Родительский университет способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе.
Основные задачи родительского университета: - формирование у родителей знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков; - расширение знаний родителей о психологии семейных отношений; - формирование у родителей осознанного отношения к родительству; - овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье; - развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми; - актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений; - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования и т.д. |
![]() |
Тематика встреч с родителями с рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник», для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток», для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год
I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
для родителей учащихся I – IV классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе. |
сентябрь |
лекция/практикум/ вебинар |
Классные руководители: Курстак Я.В., Полуйчик О.А., Кивачук А.Е. педагог-психолог Примачёк Е.Ю. |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
ноябрь |
беседа-практикум |
Классные руководители: Курстак Я.В., Полуйчик О.А., Кивачук А.Е. |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться. |
январь |
дискуссия/ памятка |
Классные руководители: Курстак Я.В., Полуйчик О.А., Кивачук А.Е.
|
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка. |
апрель |
психологический тренинг/ рекомендации |
педагог-психолог Примачёк Е.Ю. |
2. |
2-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребёнку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка. |
октябрь |
Беседа/ семинар-практикум/ вебнар |
Классные руководители: Кирик Н.В., Максимчик Л.И., Яковцева К.В. |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей Кодекс семейного здоровья. |
декабрь |
круглый стол |
педагог-психолог Примачёк Е.Ю. |
2.3 |
Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка. |
февраль |
семинар-практикум/ психологический тренинг/ рекомендации |
педагог-психолог Примачёк Е.Ю. педагог социальный Кузмич И.А. |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребёнка трудиться. |
май |
дискуссия/ мастер-класс/ круглый стол. |
Классные руководители: Кирик Н.В., Максимчик Л.И., Яковцева К.В. |
3 |
3-е классы. |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребёнка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
сентябрь |
беседа/ семинар-практикум/вебинар |
Классные руководители: Левкович Ю.С., Круглич М.Ф., Шмыгин О.Ф.
|
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особеннгости межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
декабрь |
лекция/ семинар – практикум/ вебинар |
педагог-психолог Примачёк Е.Ю.
|
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия / практикум |
Классные руководители: Левкович Ю.С., Круглич М.Ф., Шмыгин О.Ф. |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
апрель |
семинар-практикум/
тренинг/ рекомендации |
Классные руководители: Левкович Ю.С., Круглич М.Ф., Шмыгин О.Ф. педагог социальный Кузмич И.А. |
4 |
4-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
сентябрь |
лекция/вебинар |
Классные руководители: Мазолевич И.А., Гойдь И.В., Дорошкевич И.П. |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. |
декабрь |
дискуссия/семинар-практикум/памятка |
Педагог социальный Кузмич И.А. |
4.3 |
Тема 3. Ребёнок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером. |
февраль |
дискуссия/семинар-практикум/памятка |
Классные руководители: Мазолевич И.А., Гойдь И.В., Дорошкевич И.П. |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
май |
дискуссия/памятка |
Классные руководители: Мазолевич И.А., Гойдь И.В., Дорошкевич И.П. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год
II ступень – «Мой ребёнок - подросток»
для родителей учащихся V – IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребёнка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар/ рекомендации |
Классные руководители: Петровская Д.Р., Яценко А.В., Мисюкевич В.Д. |
1.2 |
Тема 2. Ребёнок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками. |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Классные руководители: Петровская Д.Р., Яценко А.В., Мисюкевич В.Д. педагог социальный Буткевич В.В. |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребёнок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
февраль |
лекция/ беседа/ рекомендации |
педагог-психолог Примачёк Е.Ю. |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
май |
круглый стол/ дискуссия/ рекомендации |
Классные руководители: Петровская Д.Р., Яценко А.В., Мисюкевич В.Д. педагог социальный Буткевич В.В. |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка. |
сентябрь |
вебинар/ семинар-практикум/ памятки |
Классные руководители: Роговская Ю.А., Терентьева А.Е., Конопко К.Л.
|
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддитивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростков среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/ рекомендации |
педагог-психолог Кузмич И.А. педагог социальный Буткевич В.В. |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности и опасности для родителей и подростков. Профилактика интернет - рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях. |
март |
круглый стол/ семинар-практикум/ рекомендации |
Классные руководители: Роговская Ю.А., Терентьева А.Е., Конопко К.Л.
|
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечанию безопасности детей в летний период. |
май |
семинар-практикум/ рекомаендации |
Классные руководители: Роговская Ю.А., Терентьева А.Е., Конопко К.Л. |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. |
сентябрь |
семинар-практикум/рекомендации |
Классные руководители: Садомцева В.М., Садюк Ю.Г., Агеевец А.О. Педагог-психолог Кузмич И.А. медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
ноябрь |
дискуссия/ рекомендации |
педагог социальный Буткевич В.В. инспектор по делам несовершеннолетних. |
3.3 |
Тема 3. Правила поаедения с подростками: особенности переходного вощраста. Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком. |
февраль |
дискуссия/психологический тренинг/ рекомендации |
педагог-психолог Кузмич И.А. Классные руководители: Садомцева В.М., Садюк Ю.Г., Агеевец А.О. |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучение? Мотивация на успех. |
апрель |
беседа/ психологический тренинг |
Классные руководители: Садомцева В.М., Садюк Ю.Г., Агеевец А.О. |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классные руководители: Нарбут А.И., Рипинская М.С., Горбачёва А.С.
|
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители: Нарбут А.И., Рипинская М.С., Горбачёва А.С. педагог-психолог Кузмич И.А. |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. |
март |
беседа/ памятка/ презентация |
педагог-психолог Кузмич И.А. |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети» причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
май |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители: Нарбут А.И., Рипинская М.С., Горбачёва А.С. педагог-психолог Кузмич И.А. |
5. |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1 . Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношения к учёбе. |
сентябрь |
беседа/ памятка/ презентация |
Классные руководители: Утовка Т.С. Яскевич Л.В. Берёза Е.А.
|
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
ноябрь |
семинар-практикум/ рекомендации |
педагог социальный Буткевич В.В. педагог-психолог Кузмич И.А. |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как их противостоять. Подростковый период как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. |
февраль |
беседа/ памятка/ презентация |
Классные руководители: Утовка Т.С. Яскевич Л.В. Берёза Е.А.
|
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростков. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. |
апрель |
семинар-практикум/ рекомендации |
Классные руководители: Утовка Т.С. Яскевич Л.В. Берёза Е.А. педагог-психолог Кузмич И.А. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2023/2024 учебный год
III ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»
для родителей учащихся X–XI классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
10-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
сентябрь |
семинар-практикум/ рекомендации |
Классные руководители: Калинкевич А.В. Острянина О.В. |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить ребёнку. |
ноябрь |
беседа/ памятка/ вебинар |
педагог-психолог Кузмич И.А.. |
1.3 |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья. |
февраль |
беседа/ памятка/ вебинар |
Классные руководители: Калинкевич А.В. Острянина О.В. педагог социальный Буткевич В.В. |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе. |
апрель |
семинар-практикум/ рекомендации |
Классные руководители: Калинкевич А.В. Острянина О.В. педагог-психолог Кузмич И.А. |
2 |
11-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии. |
октябрь |
семинар-практикум/ рекомендации |
Классные руководители: Рукша А.В., Базыльчик Л.В.,
педагог-психолог Кузмич И.А. |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей. |
декабрь |
беседа/ памятка/ вебинар |
Классные руководители: Рукша А.В., Базыльчик Л.В. педагог социальный Буткевич В.В. |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. |
март |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
педагог социальный Буткевич В.В. |
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период. |
май |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители: Рукша А.В., Базыльчик Л.В педагог-психолог Кузмич И.А. |