Организационный этап семинара – практикума.
«Сладкий сюрприз».
Перед началом семинара учителя берут конфету. В соответствии с выбранной конфетой рассаживаются по 3 группам.
-Добрый день. Рады приветствовать вас в нашем учреждении образования на семинаре-практикуме по теме «Современные приемы и методы, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка». Наш семинар будет состоять из 2 блоков. Теоретический блок, в котором я кратко изложу основные понятия и термены, связанные с функциональной грамотностью. Практический блок, в котором учителя английского языка покажут те приемы и методы, которые они используют на уроках по развитию читательской грамотности и креативного мышления. Вы будете выполнять роль учащихся.
Мотивационный этап.
-Перед вами лежат 3 картинки (солнышко, тучка, солнышко с тучкой). Поднимите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию.
Теоретический блок.
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка»
Учитель английского языка Кутурмазова И.В.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться
и развить собственные идеи. (И. Г. Песталоцци)
Качество образования – это его результативность. Результатом образовательного процесса выступают компетентности учащихся, формирование которых происходит в процессе обучения, ориентированного на действительное понимание, осмысленное знание и на возможности практического использования и применения этого знания.
Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. К выпускному классу учащийся должен уметь добывать знания. Мы должны обучать основным умениям, которые помогут обучающимся получить нужные знания навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности в будущем, то есть быть функционально грамотным.
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности учащихся использовать язык для решения коммуникативных задач.
Функциональная грамотность – способность учащегося решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Основные признаки функционально грамотной личности- это учащийся самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями, которые подразделяются на четыре вида:
– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
– интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);
– оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);
– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия).
В качестве основных содержательных компонентов функциональной грамотности можно выделить шесть:
читaтельская грамотность;
матeматическая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
креативное мышление;
глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая, это компьютерная грамотность.
На уроках английского языка мы стараемся развивать все виды функциональной грамотности, но сегодня хотелось бы остановиться на приемах и методах, которые учителя применяют на своих учебных занятиях по развитию читательской грамотности, креативного мышления. Рассмотрим проектную деятельность, которая является одной из наиболее активных форм обучения.
Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. Это компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение учащегося использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Иначе говоря, креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предполагает, что учащийся сможет:
находить и извлекать информацию;
интегрировать и интерпретировать информацию;
осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
использовать информацию из текста для различных целей;
Проектная деятельность является эффективным средством повышения функциональной грамотности учащихся, носит практический характер, способствует развитию креативного мышления участников проекта
Практический блок.
Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности и креативного мышления (из опыта работы педагогов).
Практикум: на примере фрагментов урока «Nature of Belarus».
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
|
Организационно-мотивационный этап (развитие креативного мышления) |
|||
Введение в тему |
|||
Раздает конверт с определениями.
|
Разгадывают слова при помощи определений догадываются о содержании предстоящего урока. |
Презентация 3 конверта с определениями. |
|
Целеполагание |
|||
Подводит к формулированию целей урока |
Слушают, настраиваются на работу |
|
|
Активизация лексики |
|||
Прием «Круги на воде» На каждую букву слова (Nature)надо придумать cлово, связанное с темой |
Придумывают и записывают слова N A T U R E |
|
|
Прием «Кластер» Картинки необходимо разбить на 4 категории и соединить каждую картинку с названием. Найти лишние картинки.
|
Вписывают и вклеивают картинки, создают кластер.
|
Презентация, ватман, слова и картинки к словам. |
|
Операционно-познавательный этап. (развитие читательской грамотности) |
|||
Прием «Убери контекстную рекламу». Предъявляет учащимся текст (Приложение 1), объясняет смысл слова «контекстная реклама»
|
Читают текст (просмотровое чтение), находят в нем контекстную рекламу, не относящуюся к тексту, вырезают ее из своих текстов, |
Презентация, распечатки с текстом на каждую группу. |
|
Прием «Добавь описание к фото». Раздает фотографии по теме текста, проверяет правильность подписей к ним. |
Читают текст (поисковое чтение), подписывают фотографии для сайта |
Картинки по тематике текста |
|
Прием «Распознай фейк». (Приложение 2) |
Определяют, правдива ли новость, приводят аргументы с опорой на текст, выбирают интересные новости для сайта |
Презентация карточки с новостями |
|
Прием «Ответы на часто задаваемые вопросы». (Приложение 3) Предъявляет вопросы от туристов для странички сайта, оценивает полноту ответа детей. |
Отвечают на вопросы, отбирают вопросы для сайта |
Карточки с вопросами |
|
Рефлексивно-оценочный этап. (проектная деятельность) |
|||
- Представление своих проектов-сайтов на ватманах |
Презентуют свои проекты сайтов |
|
|
Объясняет форму проведения рефлексии, анализирует ее результаты, оценивает работу учащихся на уроке. Благодарит за работу |
Голосуют за лучший проект. С помощью QR кода переходят на заполнение анкеты. Узнают результаты. |
Распечатанные QR коды |
|
Организационно-мотивационный этап.
Учителя английского языка Горбачева А.С.,Агеевец А.О.
Операционно-познавательный этап.
Учителя английского языка Терентьева А.Е., Острянина О.В.
Рефлексивно-оценочный этап.
Учителя английского языка Мисюкевич В.Д, Конопко К.Л., Яценко А.В
Выводы. Данные методы обучения позволяют развивать функциональную грамотность учащихся, основные навыки и умения, мотивировать обучающихся, воспитывать их внутреннюю самооценку.
Рефлексия. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему состоянию сейчас после проведения семинара.
Вручение буклетов.