РУС БЕЛ ENG

Насилие

Профилактика домашнего насилия

Для  современного общества  проблема насилия в семье является наиболее актуальной. 

Самыми уязвимыми в данной ситуации являются дети. Особенно, когда угроза совершения насилия исходят от самых близких людей – родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек.

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Причины насилия в семье

В научной литературе выделяют внешние и внутренние причины насилия в семье.

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих факторов:

традиционный взгляд, на основании которого принято считать, что мужчина – абсолютный глава семьи, наделённый «исключительными» полномочиями;

стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;

влияние средств массовой информации, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

низкий образовательный и культурный уровень;

распространение в обществе деструктивного поведения (в том числе алкоголизма, наркомании);

убеждения некоторых религиозных течений, сект, деструктивных сообществ, где принято считать насилие обыденным явлением;

низкий уровень материального достатка, который приводит к дополнительному напряжению в семье.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

копирование модели взаимоотношений родителей, продемонстрированной ребёнку в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье (например, недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии);

врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером в силу темперамента;

желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных «соперников» своим тираническим поведением по отношению к  супруге;

низкая культура поведения, непонимание членами семьи потребностей друг друга во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

зависимость или созависимость в случае одного или нескольких членов семьи, которая усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

отклонения в психическом здоровье;

неудовлетворенность семейной жизнью, неоправданность ожиданий.

 

Виды насилия в семье.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и в умышленном нанесении вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др. 

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений. 

Сексуальное насилие в отношении ребёнка может проявляться:

в демонстрации взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

в ласках и прикосновениях к половым органам ребёнка;

в сексуальных играх и половом акте с ребёнком;

в вовлечении ребёнка в изготовление порнографической продукции;

в демонстрации или просмотре с ребёнком порнографических материалов;

в вовлечении несовершеннолетнего в занятия проституцией.

Признаками причинения физического вреда при сексуальном насилии могут быть: 

наличие ушибов, покраснений, разрывов, потёртостей и ссадин в генитальной и анальной областях;

наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;

вагинальное или ректальное кровотечение;

наличие боли при мочеиспускании;

беременность.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у человека патологических черт характера или, в случае с ребёнком, нарушающее развитие его личности. В последствии психическое насилие приводит к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие может выражаться в виде запугивания, угроз, изоляции, унижения чувства собственного достоинства и чести, словесных оскорблений, грубости, постоянной критики в адрес ребенка.Причём указанные действия выражаются в постоянном воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. 

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Проявление психического (эмоционального) насилия.

Эмоциональная обособленность: родители не слушают и не отвечают ребёнку, когда тот хочет им что-то рассказать.

Враждебное отношение: в разговорной речи часто употребляются выражения, такие как, «лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности», в качестве наказания выбрасываются любимые ребёнком игрушки.

Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей – несогласованность требований.

Непризнание личности несовершеннолетнего, в том числе желаний, потребностей  ребёнка, в данном случае не принимается во внимание, что дети имеют право на собственное мнение и личное пространство.

Социальная изоляция: ограничение детей во взаимодействии со сверстниками, лишение их возможности получать опыт социального межличностного общения.

Игнорирование, отсутствие эмоционального контакта:  родители редко целуют и обнимают своих детей.

Запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в намеренном запрете работать, ограничении либо в отказе в деньгах, требовании обязательного отчёта о потраченных средствах, изъятии денег, сокрытии доходов, в отказе от содержания детей.

Следует отметить, что неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка также является формой насилия над ребёнком, которое может проявляться:

в оставлении ребёнка без присмотра;

в неудовлетворении потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;

в препятствии получения образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).

Краткосрочные последствия всех видов насилия.

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребёнка серьёзные последствия: ребёнок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, может появиться энурез, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия всех видов насилия.

Чем больше ребёнок живёт в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;

потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;

чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие и копирование его поведения;

потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;

потеря детства: ребёнок вынужден выполнять такие роли в семье, которые несвойственны его возрасту.

Очевидно, что любое проявление насилия оказывает негативное последствие на детей. Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия, поэтому необходимо как можно раньше обратиться за помощью. 

Как действовать в случае ситуации насилия в семье?

Обратите внимание на факторы, провоцирующие ситуации насилия в вашей семье, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей.

В случае сложившейся конфликтной ситуации избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например).

Не изолируйте себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.д.

Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребёнка, поговорите с ним об этом.

Постарайтесь расположить вашего ребёнка к откровенному обсуждению той ситуации, в которой он оказался.

Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. 

Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. 

Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом).

Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть «кризисная» комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности.

Разъясните детям, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия.

 

 

Куда можно обратиться за помощью, если вы или ваш ребенок стал жертвой насилия?

          Человек, подвергшийся домашнему насилию впервые, в отчаянии, не знает, к кому обратиться за помощью. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана… Ситуация кажется безвыходной. 

За помощью вы можете обратиться в правоохранительные органы, позвонив по телефону 102 (круглосуточно) или по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87.

 Также можно позвонить на детскую телефонную линию: 8-801-100-1611 (круглосуточно).

Отделы внутренних дел осуществляют:

Проведение профилактической беседы.

Объявление официального предупреждения о недопущении совершения противоправного поведения по отношению к членам семьи и близким родственникам.

Применение защитного предписания (защитным предписанием семейному агрессору запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье, общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием сети интернет).

Справочно: Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3-х до 30-ти суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Сбор материалов для ограничения в дееспособности.

Сбор материалов о принудительном лечении от алкоголизма в условиях лечебно-трудового профилактория.

Привлечение к административной ответственности за причинение телесных повреждений, причинение побоев, учинение семейно-бытовых конфликтов, оскорблений.

Привлечение к уголовной ответственности за причинение легких телесных повреждений, повлекшие кратковременное расстройство здоровья; истязание; угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.

Адреса отделов внутренних дел г.Гродно:

Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно, адрес:  ул. Гая, 4

Отдел внутренних дел администрации Ленинского района г. Гродно, адрес:  ул. Дубко, 5.

За оказанием помощи в случае ситуации насилия также можно обратиться в медицинские учреждения. При необходимости пройти медицинское обследование по месту жительства для определения характера и степени тяжести телесных повреждений.

Кроме того, за консультацией и конкретными видами помощи (психологической, правовой, юридической и др.), вы можете обратиться к специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где обучаются или воспитываются ваши дети, либо в районный социально-педагогический центр. Педагоги-психологи, педагоги социальные окажут вам квалифицированную помощь, подскажут, куда обратиться далее, предпримут меры в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей, обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (разработанный Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс.).

В г. Гродно по адресу: ул.Карского, 29 функционирует комната психологической помощи агрессорам, где осуществляется индивидуальная психологическая помощь и групповые коррекционные занятия, позволяющие отказаться от психологической модели агрессивного поведения в семье. Бесплатно предоставляются комнаты, где могут временно проживать мужчины, которым вынесены защитные предписания, запрещающие определенное время проживать в семье после совершенного ими насилия.

  МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

К правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.

За правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотрена административная и уголовная меры ответственности. К категории административных правонарушений в этой сфере относят следующие правонарушения:

  1. Умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП);
  2. Оскорбление  (статья 9.3 КоАП);
  3. Мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

К категории уголовных преступлений в этой сфере относят, 

преступления, предусмотренные статьями 139–141, 143, 145–150, 152–154, 166–171, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), в том числе:

преступления против жизни и здоровья:

  1. убийство (статья 139 УК);
  2. причинение смерти по неосторожности (статья 144 УК);
  3. доведение до самоубийства (статья 145 УК);
  4. склонение к самоубийству (статья 146 УК);
  5. умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147 УК);
  6. умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 УК);
  7. истязание (статья 154 УК);

преступления  против половой неприкосновенности:

  1. изнасилование (статья 166 УК);
  2. насильственные действия сексуального характера (статья 167 УК);
  3. половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  4. развратные действия (статья 169 УК);
  5. понуждения к действиям сексуального характера (статья 170 УК);

преступления против личной свободы, чести и достоинства:

  1. незаконное лишение свободы (статья 183 УК);
  2. угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (статья 186 УК);
  3. оскорбление (статья 189 УК).
свернуть

СТОП-НАСИЛИЕ

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

  1. Как ни странно, это послушные дети.У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
  2. Доверчивые дети.Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
  3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята.Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
  4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми.Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
  5. Подростки, родители которых пуритански настроены.Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
  6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике.Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где ис кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить сребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

свернуть

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

– Отсутствие целей и планов на будущее;

– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

– Пессимистическая оценка своих достижений;

– Неуверенность в себе, снижение самооценки.

– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. – Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. – Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). – Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. – Признаки, связанные со здоровьем. – Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

свернуть

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

свернуть

Памятка по профилактике насилия по отношению к детям

  • Наблюдайте за положением детей и сообщайте о любом случае насилия;
  • Оказывайте поддержку семьям через программы помощи семьям;
  • Не молчите! Говорите о насилии, которое испытываете или наблюдаете;
  • Выступайте против терпимого отношения общества к насилию;
  • Привлекайте внимание к проблеме насилия по отношению к детям;
  • Обращайте внимание на симптомы насилия;
  • Мобилизуйте школу и общество на запрещение и искоренение группового преследования и других форм насилия по отношению к детям;
  • Учите детей защищаться от злоупотреблений и насилия;
  • Учите детей ненасильственным методам решения конфликтов;
  • Не применяйте насилия.
свернуть

Памятка по профилактике насилия

Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти.  

Сексуальные злоупотребления

Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.

Торговля детьми

Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.

Уязвимые группы детей

К ним относятся

  • Бездомные городские дети: Для «уличных детей» гораздо выше риск сексуальной эксплуатации, особенно для девочек.
  • Дети с ограниченными возможностями: Хотя дети с ограниченными возможностями часто становятся жертвами злоупотреблений, включая насилие и сексуальные нападки, службы по защите детей редко занимаются этими проблемами.
  • Дети-беженцы и иммигранты: Дети-беженцы и иммигранты могут подвергаться насилию как дома, так и в обществе в результате актов ксенофобии. Девочки-матери: Хотя они сами еще дети и имеют право на все виды защиты, предусмотренные в Конвенции о правах ребенка, девочки-матери часто воспринимаются как достигшие взрослого возраста, независимо от того, замужем они или нет.
свернуть

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ»любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, нотолько с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощьв случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения,пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефонсегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили,которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведенияи требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применитьне только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ,что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКОпреступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступленийчаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобыдети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

свернуть

Рекомендации по профилактике сексуального насилия

Дети, лишенные теплой семейной обстановки, доверительных отношений с родителями, законными представителями, значимыми взрослыми, наиболее уязвимы для преступных посягательств. Именно поэтому они так легко склонны откликаться на ласку и теплое отношение со стороны незнакомых взрослых, не подозревая об их истинных мотивах.

  С целью предупреждения фактов насилия и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних следует:

- постоянно обсуждать с детьми вопросы взаимоотношения со взрослыми (в том числе и незнакомыми) людьми, чтобы ребенок мог отличить обычное общение со старшим от посягательств на половую неприкосновенность;

- информировать детей о том, к кому и куда они могут обратиться при возникновении подозрительных ситуаций в общении с окружающими;

- обучать детей правилам общения с незнакомцами, правилам поведения в общественных местах и в сложных сомнительных ситуациях;

- при обсуждении темы личной безопасности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует использовать сюжеты сказок.

Зачастую родители, педагоги боятся обсуждать тему сексуального насилия. В беседах с детьми не слышат (или не хотят слышать), когда несовершеннолетние намекают о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи нуждается жертва.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

Признаки сексуального насилия

Поведенческие признаки:

- внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то, замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;

- сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье, несоответствующая возрасту осведомленность в вопросах сексуального поведения;

- нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке.

Индикаторами сексуального насилия являются также (характерны для младших детей и подростков):

высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай;

рисунки на явно сексуальные темы;

взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом (например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или жесты старшим людям);

сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для детей младшего возраста);

чрезмерная мастурбация;

беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами, занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте). 

Психологические признаки:

Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных особенностей.

5-6 лет. В этом возрасте изменения особенно проявляются в эмоциональной сфере: постоянно пониженное настроение, тревога, чувство вины и страха. У многих детей может наблюдаться беспокойный, прерывистый сон с устрашающими сновидениями, отмечаются неприятные ощущения в области живота, периодически возникает энурез и энкопрез. Игры также носят сексуальный характер, могут появляться элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы, рвать одежду).

7-10 лет. Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с людьми, вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства стыда, отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.

11-13 лет. К вышеописанным признакам младшего школьного возраста могут добавиться  пониженное настроение, депрессия, необщительность, низкая самооценка, агрессивное поведение. Отмечается сексуализированность поведения. У мальчиков могут возникать нарушения половой ориентации.

13-18 лет. Наряду с перечисленными признаками у подростков данной возрастной категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина, недоверие, противоречивые чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения, чувство собственной ненужности, что может выражаться в попытках суицида, самовольных уходах/побегах.

Физические признаки (медицинские):

Законными представителями, специалистами учреждений здравоохранения могут быть обнаружены повреждения генитальной, анальной областей, нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез, нервно-психические, психосоматические расстройства.

ВАЖНО! У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно должны быть выражены все перечисленные признаки, некоторые могут просто отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут наблюдаться и при других формах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их жизненно важными потребностями. Однако обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных особенностей является серьезным основанием для подозрения в совершении над ним сексуальных насильственных действий.

свернуть

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасными явлениями и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения

Заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Сексуальное насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Преступления против половой неприкосновенности детей включают в себя не только половой акт, но и развратные действия растлевающего характера.

Подобного рода преступные действия, в большинстве случаев, растянуты во времени и чаще всего совершаются хорошо знакомыми детям людьми или родственниками (по результатам исследований – до 80%).

Вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей является сексуальным насилием или развращением.

К сексуальному насилию относятся: демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребенка; сексуальные игры и половой акт с ребенком; демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания; вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребенка в занятия проституцией.

Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны кровного родственника.

Конечно, получить достоверную картину распространенности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда о фактах насилия открывается спустя много лет, когда ребенок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребенок никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка в том, что он должен хранить тайну.

В случае если преступник не входит в ближайшее окружение ребенка, то он выстраивает целую стратегию общения с будущей жертвой: начинает со знакомства, расположения ребенка к себе, постепенно переходит к бесконтактным, и только затем к контактным видам насилия. При этом насильник берет с ребенка обещание хранить в секрете то, что происходит с ребенком (иногда используя запугивание).

Также принуждение взрослым несовершеннолетнего к сексуальным действиям может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь сексуальное насилие или развращение несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекса) и других.

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
свернуть

Дружественные комнаты

При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних в Беларуси используют дружественные детям комнаты опроса. Их в стране 31. Дети нуждаются в особой помощи. Во-первых, при проведении процессуальных действий важно создать щадящий режим общения с ребенком, чтобы максимально снизить риск его повторной травматизации. Во-вторых, необходимо бережное отношение к информации об обстоятельствах, имеющих значение для расследования, которой владеет ребенок. В Гомеле, к примеру, за прошлый год в дружественной детям комнате провели более 70 опросов жертв и свидетелей. Помещение оснащено системой видеозвуковой фиксации. Во время беседы интервьюер и ребенок находятся в опросной наедине, остальные участники процесса могут наблюдать за происходящим в комнате обзора, а также онлайн через систему видеонаблюдения. Квалифицированные интервьюеры-психологи создают психологически комфортные для несовершеннолетнего условия. Специальный структурированный алгоритм опроса позволяет получить информацию, касающуюся обстоятельств дела, непосредственно от ребенка, не навязывая ему какие-либо посылы. Специалисты считают, что достоверность показаний благодаря этому значительно повышается.

свернуть

Сексуальная грамотность

Родителей волнует вопрос, что можно сделать, чтобы ребенок не попал в лапы педофила.

- Профилактика прежде всего. Нужно научить ребенка устанавливать собственные границы в общении с ближайшим окружением и чужими людьми, прививать сексуальную грамотность, соответствующую возрасту, - объясняет Александра Кучинская. - В первую очередь, родители должны разговаривать с ребенком. Ведь как в большинстве случаев педофил находит общий язык с жертвами? Разговаривает с ними, заманивает сладостями, лаской или деньгами, он не насилует детей, он их склоняет к нужным ему действиям. А кого можно склонить к тому, что неправильно? Того, кто не знает, что это неправильно. Подростки сложно ориентируются во взрослом мире. Особенно дети, которые воспитаны не в самых гармоничных семьях, а потому они могут идти на сексуальные контакты просто из ощущения, что кому-то нужны. Поэтому постарайтесь построить с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

По инициативе МВД и Генпрокуратуры готовятся изменения в УК, предусматривающие еще и принудительное лечение педофилов. Пока максимальное наказание по этой статье предусматривает до 15 лет лишения свободы.

свернуть

Педофилия - тема, которая долгое время была табу.

И это сыграло злую шутку: о щекотливых ситуациях старались молчать, а потому насильники часто оставались безнаказанными. Еще десять лет назад в милицию заявляли не более чем о 40 таких преступлениях ежегодно, сейчас счет идет на тысячу. О чем говорят эти цифры, где педофилы ищут жертв, как их заманивают и что происходит с детьми, побывавшими в их лапах? Разбираемся с экспертами.

Сор из избы

Педофилия относится к категории самых латентных преступлений. Ребенок в силу возраста не всегда понимает, что взрослый принуждает его к плохому, особенно если это человек из близкого окружения. К тому же люди часто не хотят выносить сор из избы.

- Еще десять лет назад мы регистрировали всего 38 преступлений ежегодно против половой неприкосновенности детей. По итогам 2022 года их зафиксировано 1089. Рост за десятилетие - более чем в 28 раз. Всего с 2012 года зарегистрировано 5616 таких преступлений. Возникает ощущение, будто общество деградирует, но это не так. Обнародованные цифры говорят о другом. Во-первых, о педофилах стали чаще сообщать, понимая, что замалчивание проблемы не решает ее. Во-вторых, мы перестроили принципы работы в этом направлении: раньше она основывалась в большинстве своем на заявительном принципе, а сейчас практикуется комплексный подход к выявлению системных педофилов.
Хотя следует признать и тот факт, что развитие высоких технологий привело к доступности различных порнографических материалов, влияющих на сексуальное поведение в будущем, - отмечает заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Виталий Капилевич.

Не проходит бесследно

Виталий Капилевич знает немало реальных историй жертв педофилов. И отмечает, что ни одна из них не прошла бесследно для ребенка. Некоторым из детей педофилы полностью сломали жизнь. Например, Ирине из Светлогорска. Ей было всего 11 лет, когда подверглась насилию со стороны отчима. Маме рассказала об этом только через два года. Та выгнала мужа из дома, но через некоторое время простила его и разрешила вернуться в семью. В милицию мать так и не обратилась. Девочка от безысходности пошла по наклонной: периодически уходила из дома, связалась с плохой
компанией, начала употреблять наркотики, а потом и продавать их.

Так в 14 лет Ира угодила за решетку. Там и выяснилось, что стало первопричиной ее преступления. Показания Иры записали, началось разбирательство. Отчим, поняв возможные последствия, решил покончить жизнь самоубийством.

- Это крайне сложная ситуация для ребенка, когда он один борется за правду, а взрослые даже не думают встать на его защиту. Отчим нанес девочке настолько глубокую психологическую травму, что она впоследствии обернулась очень серьезными проблемами, - резюмирует Виталий Капилевич. - Если жертвы не получают помощи, то, взрослея, они пытаются уходить из реальности любым способом - через наркоманию, алкоголизм, совершение насилия над другими. Подобные травмы для психики не проходят бесследно.

Чтобы дети даже не думали просить помощи у взрослых, часто педофилы включают манипуляции и запугивание. В итоге даже через годы они вызывают ужас у своих жертв. И иногда это играет против самих преступников. Именно пронесенные через годы воспоминания о надругательстве со стороны воспитателя позволили раскрыть серийного
педофила.

В 2011-м Игорь Петрович (имя изменено) работал в детском саду педагогом в маленьком городке на Витебщине. Никто из окружающих не замечал его нездорового интереса к детям. Замечательного организатора и чуткого педагога ценили и уважали родители и коллеги. Никто подумать не мог, что мерзавец во время тихого часа совершал действия сексуального характера с детьми. Малыши были уверены: в действиях взрослого нет ничего предосудительного. Только один ребенок в 2012 году пожаловался родителям на странного дядю. Когда те пошли разбираться к администрации детсада, Игоря Петровича... просто перевели в другую группу. И он продолжил свое гнусное дело. Вскоре начал снимать свои "похождения" на смартфон, видео хранил на компьютере дома.

 

свернуть

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Служба психологической помощи помогает решить широкий спектр проблем и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Вы можете получить консультацию специалиста-психолога, который ответит вам на все волнующие вопросы.
Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:
1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;
2-й этап – составление плана психологической беседы;
3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
4-й этап – проведение первичной беседы;
5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.
1-Й ЭТАП: СБОР ИНФОРМАЦИИ
Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с различными источниками, которые дают информацию:
- о подтверждении факта насилия;
- о характере совершенного насилия;
- об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
- о личности подозреваемого;
- о непосредственной реакции ребенка на случившееся.
2-Й ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
Составление плана психологической беседы производится специалистом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:
- наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
- уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
- готовность ребенка к признанию.
По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:
- готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;

- готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;
- психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;
- дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.
3-Й ЭТАП: ВЫБОР УСЛОВИЙ И МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ
К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:
- оно должно отвечать удобствам ребенка;
- в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
- не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).
При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно, если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.
Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с  посторонними людьми).
4-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ БЕСЕДЫ
Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:
1-я стадия – установление контакта специалиста с ребенком;
2-я стадия – оценка развития ребенка;
3-я стадия – получение информации;
4-я стадия – завершение беседы;
5-я стадия – анализ полученных сведений.
Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.
Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать
и оценивать происходящие события.
Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.

Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.
5-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ
Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.
ЦЕЛИ 1-ГО И 2-ГО ЗАНЯТИЙ:
1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с ним.
2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.
3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.
ЦЕЛИ 3-ГО И 4-ГО ЗАНЯТИЙ:
1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.
ЦЕЛИ 5-ГО И 6-ГО ЗАНЯТИЯ:
1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях.
2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.
ЦЕЛИ 7-ГО И 8-ГО ЗАНЯТИЙ:
1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.
2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:
1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а  специалисту – поддержать его и похвалить.

2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.
3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.
4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.
5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
6. Подбор и применение необходимых методик для избавление ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.
ПОЗВОНИТЕ НА ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ НА ЭТУ ТЕМУ. ВЫ МОЖЕТЕ ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАТЬ.
8-801-201-5555 

Доступен со стационарных телефонов, МТС, Velcom|A1, Life :) по всей территории Республики Беларусь с 8:00 до 20:00
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

свернуть

Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Правила безопасности в интернете

Что делать, если ты пострадал

Что делать, если ребенок стал жертвой насилия

Научите ребенка не стать жертвой насилия